Ингушетия вошла в число регионов, где площадь аварийного жилья с 2020 года выросла в разы. При этом власти республики гордо отчитывались об ускоренных темпах реновации, тогда как жильцы аварийных домов массово жаловались на нарушение их прав.

Негативная тенденция роста площади аварийного жилья наблюдается во всех регионах СКФО. Так, в Чечне площадь непригодного для проживания жилья с 2020 по 2022 годы увеличилась со 133 тысяч квадратных метров до 343 тысяч. В Дагестане она выросла с 23 тысяч до 88 тысяч квадратных метров. В Карачаево-Черкесии площадь аварийного жилья выросла с 900 квадратных метров до 21 тысячи, Кабардино-Балкарии – с 18 тысяч до 36 тысяч. Такие данные приведены в статистике министерства строительства и ЖКХ России.

В Ставропольском крае в 2022 году аварийными считались 61 тысяча квадратных метров жилых помещений, при том, что за два года до этого площадь составляла 54 тысячи. В Ингушетии показатель составил 44 и 50 тысяч квадратных метров, соответственно, в Северной Осетии он вырос с 45 до почти 62 тысяч «квадратов», сообщают «Кавказ.Реалии».

Минстрой поясняет, что аварийным признается жилье, в котором более половины помещений и основных несущих конструкций признаны непригодными для проживания и находятся под угрозой обрушения. Согласно законодательству, государство должно предоставить жильцам аналогичное жилье или компенсацию, расселив аварийным дом. Из-за нехватки средств в бюджетах расселение может затянуться на годы, сотни тысяч россиян еще проживают в непригодном для этого жилье, пишет издание.

Метры или темпы?

В августе 2021 года власти Ингушетии анонсировали, что досрочно — за два года — реализуют программу переселения из аварийного жилья. Тогда в регионе требовалось переселить 447 человек (102 семьи), сообщил ТАСС.

«Согласно заключенному соглашению с Фондом ЖКХ региону предоставляется 30% средств от общей суммы, которые уже доведены на счет администраций муниципальных образований. Вторую часть — 70% средств — планируется освоить до конца сентября [2021] года. После досрочного завершения этапа 2021 года Минстроем Ингушетии будет начата работа, направленная на подачу заявки в Фонд ЖКХ на этап 2022 года, также для досрочного завершения реализации программы нацпроекта «Жилье и городская среда», — рапортовала пресс-служба правительства региона.

Речь идет о республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Ингушетии в 2019-2024 годах», которая была утверждена в рамках нацпроекта.

В марте 2022 года от властей Ингушетии вновь прозвучали амбициозные планы завершить программу досрочно. Тогда заявлялось, что будут расселены 198 человек из 40 помещений.

«Государственную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2024 годах республика планирует завершить досрочно. Минстроем региона уже готовятся заявки для подачи в фонд ЖКХ. Согласно установленным значениям, республике в этом году необходимо расселить 198 жителей из 40 жилых помещений общей жилой площадью 2 171,52 кв. м», — процитировала пресс-службу администрации главы и правительства региона газета «Ингушетия».

Что на деле?

Уже через год после старта второго этапа программы — в 2020 году — вскрылись «подводные камни». Чиновники гордо отчитывались о реализации программы, а жильцы аварийных домов просто не хотели в ней участвовать. Так, проживающие в аварийных общежитиях на проспекте Базоркина в Назрани заявили, что переезд в новый дом ухудшит их жилищные условия. И власти решили, что будут выселять людей через суд, настаивая, что дают им благоустроенное жилье. В тот момент история стала резонансной, тогда как противостояние жильцов с чиновниками длилось не первый год. Этим людям не посчастливилось попасть в первый этап программы, который власти также пытались гнать семимильными шагами.

Республиканские власти еще в 2016 году отчитались перед федеральным центром о досрочном завершении первого этапа, тогда как на самом деле выполнили его лишь частично. Четыре года спустя жильцы нескольких аварийных домов в Малгобеке так и не смогли получить новые квартиры — старые дома снесли, а новые еще не построили. Чтобы не оказаться в таком же положении жильцы общежитий в Назрани отказались переезжать.

«Вручили исковое заявление, из которого следует, что мне предоставили благоустроенную квартиру, – рассказала Фатима Плиева, жительница аварийного дома №20 по проспекту Базоркина. – Я последние пять лет добивалась от администрации Назрани письменного уведомления, какую именно квартиру выделили мне в новом доме, и вот получила наконец ответ в виде судебного иска».

По словам женщины, первое, что она увидела, когда пошла смотреть новую квартиру, – отсутствие входной двери. «Балкона нет, на кухне кто-то снял и унес газовый котел, света в квартире нет. Какая же это благоустроенная квартира? Я уже не говорю про то, что вместо двухкомнатной квартиры, в которой живет моя семья, нам, как дар судьбы, предлагают однокомнатную», — заявила женщина.

В январе этого года после проверки жалобы жильцов было возбуждено уголовное дело о халатности. Прокуратура сообщила, что мэрия Назрани не предоставляет людям другое жилье. Горадминистрация возразила, что дескать этим жильцам предлагались выплаты и временное жилье, но они отказались, написал «Кавказский узел».

Не улучшение условий, а сохранение метража

Комиссии из Москвы проверяли факт расселения и попросту подписывали липовые отчеты о досрочном решении проблемы. Из федерального бюджета в Ингушетию направили деньги для реализации следующего этапа программы и даже поощрили премией за успешное решение первого, говорится в материале «Кавказ.Реалий».

В городской администрации недовольство людей объяснили непониманием принципа расселения аварийного жилья. Главный критерий программы – не улучшение жилищных условий, а предоставление безопасной квартиры с сохранением количества квадратных метров, на которых люди проживали ранее.

В марте 2021 года жильцы аварийного дома в Малгобеке обратились за помощью к главе Ингушетии Махмуд-Али Калиматову. Они просили помочь им получить новое жилье. Выяснилось, что решить эту проблему люди не могу уже более пяти лет, говорится в сообщении на сайте Правозащитного центра «Мемориал».

Жильцы дома рассказали правозащитникам, что их жизнь и здоровье ежедневно подвергаются риску. Кстати, согласно документам, их дом к тому моменту уже не существовал. Отопления нет, крыша протекает, постоянно происходят прорывы труб, коммунальные службы отказываются их обслуживать. Оказалось, что дом был признан аварийным еще в 2010 году.

В рамках федеральной целевой программы расселения аварийного жилья для жильцов этого дома был построен новый многоквартирный дом по ул. Осканова, 29 «а». Однако, по словам жильцов, новые квартиры, как и в целом весь дом, не отвечали санитарным нормам и другим параметрам комфортного жилья, поэтому люди отказались переезжать. Добиваться благоустроенного жилья пришлось через прокуратуру и суд, но дальше дело стало за приставами, которые просто не торопились исполнять решение суда. Затем были тяжбы с самими приставами, а потом администрация Малгобека пыталась в суде добиться принудительного переселения упрямых жильцов в тот дом, который они сочли непригодным. Но суд встал на сторону жильцов. Только проблема так и не решалась. К ситуации был привлечен даже Следком РФ, который организовал процессуальную проверку по факту ненадлежащего исполнения должностными лицами УФССП РФ по РИ и администрации Малгобека своих служебных обязанностей. По итогам проверки никаких действий предпринято не было.

Тогда ПЦ «Мемориал» обратился с запросом в Правительство РИ. В конце августа 2020 года из Министерства строительства РИ был получен ответ, из которого следовало, что во исполнение решения суда администрация Малгобека провела оценку жилья, построенного в рамках федеральной программы, и выставила его на аукцион, для того, чтобы рассчитаться с семьями, которые отказались переезжать в новый дом. Правда, потом администрация просто отказывалась покупать людям жилье, которое они находили. То есть, у людей опять — ни жилья, ни денег.

Правозащитники отметили, что этот случай не единичный. В марте 2021 года к депутату Госдумы РФ Юше Газгирееву обратились жители другого аварийного дома в Малгобеке. В рамках программы по расселению для них был построен многоквартирный дом на ул. Гарданова, который по результатам независимой судебной экспертизы был признан непригодным для проживания из-за ошибок, допущенных при его строительстве и приеме в эксплуатацию. Судебные решения о расселении жителей администрация Малгобека к тому моменту не исполняла уже семь лет.

Фото: аварийный дом в Малгобеке/Источник: ПЦ «Мемориал»

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии