Духовное управление мусульман Московской области просит проверить действия силовиков по статье об оскорблении чувств верующих. За последние несколько недель в две подмосковные мечети пришел ОМОН. Оба раза силовики прервали пятничное богослужение и ходили по коврам в обуви, что возмутило прихожан и мусульманское сообщество. Полиция говорит, что в мечетях ищут нелегалов.
Сначала ОМОН пришел в мечеть в Котельниках. По словам прихожан, силовики их оскорбляли и применяли физическую силу. В ответ на требования объяснить, с чем связаны действия силовиков, они распылили слезоточивый газ, утверждают верующие.
Вскоре прихожане записали видеобращение к президенту Владимиру Путину с просьбой защитить их от силовиков. Спустя неделю во время пятничной молитвы силовики пришли в мечеть в подмосковном Дзержинском. На видео, записанном с места инцидента, видно, что прихожане были вынуждены прервать молитву и возмущены этим. «Вы мешаете молиться!», — сказал один из верующих. «А что, мы не можем помолиться, а потом после намаза предъявим документы все?» — спросил другой. А один из силовиков заявил им: «Вы ноги моете в раковине, предназначенной для мытья лица».
Член «Совета по правам человека» Кирилл Кабанов объяснил рейд в Котельниках жалобами местных жителей и тем, что «религиозная организация не должна находиться в жилом доме». В мечети «Фортанге» рассказали, что это отдельно стоящее здание, огороженное забором, а не квартира в многоквартирном доме, как пишут в СМИ. «Недовольные всегда будут, их немного, в рамках нормы» , — сказали в мечети.
Телеграм-канал «Русская община» написал, что силовики по просьбе организации посетили «две незаконных мечети, устроенные прямо в жилых домах». «Приняли» более 70 человек. Ждем депортаций», — говорится в публикации.
Мусульманская община Котельников считает, что действия силовиков — это проявление исламофобии, несмотря на то, что они могут быть направлены на обнаружение нелегальных мигрантов. «Нас возмутило, что это произошло во время пятничной молитвы, положили лицом в пол, распылили газ. Мы не против проверок, но, пожалуйста, не в стенах мечети», – сказал «Фортанге» заместитель председателя мусульманской общины Котельников Ринат Бурханов.
После рейда, как рассказал собеседник, некоторые сотрудники ОМОН извинялись, что нарушили молитву. Мечети, по мнению Бурханова, не являются центром притяжения мигрантов, несмотря на то, что силовики так пытаются выставить ситуацию. «Мигранты и верующие — это разные стези. Мы сами против незаконной миграции. А то, что они смешивают преступления, мигрантов и мечеть это к нам вообще никак не относится. Мы не имеем право проверять документы прихожан», — отметил собеседник.
Он добавил, что прихожане мечети – это, в основном, уроженцы Северного Кавказа, Татарстана и Башкортостана. Из иностранных граждан ее посещают выходцы из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана.
«Бандитский налет»
Муфтий Московской области Рушан Аббясов со ссылкой на полицию сообщил, что рейды направлены на выявление незаконных мигрантов. «Однако неясно, почему эти действия совершаются именно в момент совершения пятничных молитв», — отметил Аббясов.
По его словам, рейды правоохранительных органов часто сопровождаются «бесцеремонными действиями» со стороны проверяющих.
На тему рейдов высказались главы Чечни и Дагестана. Рамзан Кадыров назвал это провокацией в тылу «с целью расшатать прочный фундамент межнационального мира». По его мнению, рейды напоминают «бандитский налет». Он сообщил, что поговорил с губернатором Московской области Андреем Воробьевым и поручил депутату Госдумы Адаму Делимханову разобраться в ситуации.
«Есть нарушитель миграционного законодательства? Вперед: адресно, точно, профессионально. А подобные акции без соблюдения должностных инструкций и предписаний скорее напоминают бандитский налет и заслуживают по меньшей мере служебного выговора», — считает Кадыров.
Глава Дагестана Сергей Меликов тоже раскритиковал действия силовиков. «Насколько было оправдано решение этих сотрудников проводить рейд в священную пятницу в мечети и почему в своих высказываниях они были так несдержанны?» — заявил Меликов.
Военный журналист Андрей Медведев считает, что полиция выполняет свою задачу. «Ничего необычного, из ряда вон выходящего, или возмутительного в действиях силовиков нет. В Махачкале (в целом в Дагестане), в Ингушетии, других республиках Кавказа, местные силовики неоднократно проводили рейды в салафитских мечетях, в том числе проводили и задержания прихожан. Это постоянная практика», — написал он в своем телеграм-канале.
«У водопоя не стреляют»
Рейды проходили под предлогом того, что мечети намерено укрывают нелегальных мигрантов и предоставляют им работу, рассказал «Фортанге» имам мечети в Дзержинском Алмаз Кушатов.
Это, по его словам, не соответствует действительности — штат их мечети состоит из трех человек и все граждане России. «Они постоянно так делают. Пишут одно и то же. Через неделю проверки. Приходят и говорят, что на нас поступают жалобы о сокрытии мигрантов. Хотя местные жители, возможно, действительно жалуются. Но в обуви заходить — это неправильно в любом случае», — отметил Кушатов.
Силовики выполняли работу так, как они умеют, предположил политолог Дмитрий Журавлев. Они, по его мнению, могли не знать, что унижают мусульман тем, что зашли в обуви. «Ислам — сложная религия, серьезная, глубокая. Ее нужно или знать или не ввязываться. Людей, которые ее знают, из немусульман — единицы, поэтому совершаются глупые ошибочные поступки», — отметил он.
В ситуации с поимкой нелегальных мигрантов, как считает Журавлев, нужно найти баланс между тем, чтобы силовики продолжали работу, «не унижая религию». «Я ни в коей мере не защищаю эти рейды, но с другой стороны, даже мечети не могут быть точкой, где может совершаться преступление, а нелегальная миграция — это преступление”, — отметил собеседник.
Решение проблемы Журавлев видит в том, чтобы исламские лидеры действовали согласовано с силовыми структурами.
Даже в качестве борьбы с нелегальными мигрантами такое поведение силовиков недопустимо, считает правозащитница Светлана Ганнушкина.
Она назвала действия силовиков «отстрелом у водопоя» и проявлением исламофобии и мигрантофобии. «Это делают, когда в мечети большое скопление людей и важная для мусульман пятничная молитва. Это недопустимо. Нужно находить другие способы поиска людей», — считает правозащитница.
Действия силовых структур по поиску нелегалов она назвала «имитацией деятельности», которая ни к чему не приводит. «Нелегальным» мигрант, по ее словам, становится после того, как он легально въехал в Россию, но его арендодатель отказывается его регистрировать. «Сам он заинтересован в том, чтобы зарегистрироваться. У нас бесконечно с этим проблема. Это происходит потому, что наш гражданин хочет минимизировать свои отношения с государством. Проблему нужно искать здесь, а не в мечетях», — уверена Ганнушкина.
В 2021 году в подмосковной мечети в Котельниках сотрудники полиции уже задержали мусульман, собравшихся на пятничную молитву. Около 60 человек тогда было доставлено в отдел полиции. Адвокаты сообщали, что у них собирали образцы ДНК.
Весной этого года мэр Москвы Сергей Собянин заявил о переносе места строительства мечети в московском районе Косино-Ухтомский после протестов местных жителей и активистов националистического толка. Глава Чечни Рамзан Кадыров, ранее призывавший судить или мобилизовать протестующих, назвал это решение «замечательным».
Полицейские рейды в так называемых «салафитских» мечетях были частым явлением в Дагестане. Чаще всего в новостные заголовки попадала мечеть на улице Венгерских бойцов в Махачкале. По пятницам у мечети дежурили сотрудники правоохранительных органов, которые проверяли документы и массово доставляли прихожан в отдел полиции для установления личности.