Ингушский юрист Беслан Келлематов обратился к Народному собранию республики с просьбой направить президенту РФ запрос о помиловании заключенных по «ингушскому делу». Однако НС ответило отпиской.
Письмо Келлематова адресовано председателю Народного собрания Тумгоеву М.У. и депутатам. В нем автор напоминает, что в правовом государстве возможны процедуры амнистии и помилования.
«В отличие от амнистии помилование применяется только к двум категориям лиц: отбывающим наказание и отбывшим наказание. Помилование как акт милосердия, основанный на принципах гуманизма и справедливости, присущ главе России — это истина, имеющая свои факты и доказательства. На моей памяти, основываясь на информации, взятой из открытых источников, есть два факта такого великодушия со стороны главы государства», — написал юрист в своем Instagram.
Далее он привел примеры, когда помилованы были люди, совершившие серьезные и резонансные преступления. В одном случае он называет главу ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина аббревиатурой «ФИО*». Во втором — так же он называет сторонника независимой Чеченской республики Ичкерия, бойца Хусейна Джамбетова. Об этом сам автор сказал в комментарии «Фортанге».
«ФИО*- организовал и возглавил вооруженный мятеж на территории РФ в 2023 году. В результате которого был осажден один из городов, имеющих военно-стратегическое значение, уничтожены несколько вертолетов и убито несколько десятков солдат и офицеров. После чего, ФИО* беспрепятственно перемещался как по территории России, так и за ее пределами, посещал встречи государственного масштаба. А лица, это несколько тысяч вооруженных людей, принимавшие участие, не привлечены к ответственности», — напомнил юрист.
Что касается второго случая, то, по словам Келлематова, это «бывший боевик и один из руководителей воинского подразделения добровольцев, функционирующего в составе иностранного легиона территориальной обороны Украины».
«На территории России в отношении ФИО* возбуждено минимум два уголовных дела, связанных с терроризмом. В 2003 году ФИО* был объявлен в федеральный розыск в РФ, после чего сбежал в Европу. Последним из его деяний была служба в рядах ВСУ, участие в военных действиях в ходе СВО на стороне Украины. Однако, в настоящий момент находится на территории одной из республик СКФО, участвует в подготовке сотрудников Росгвардии и добровольцев, носит погоны полковника и пистолет», — заявил автор обращения.
Он отметил, что не имеет цели критиковать за это власти и что «право на ошибку, раскаяние и милость от главы государства должно быть у каждого». Однако, если говорить о правовой стороне этого процесса, то для него
должно быть юридическое основание, указал Келлематов.
«Эти основания и признаки, прописаны в ст. 50 Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах. Более того, даже если досели не было, то сейчас это рождает прецедент того, к чему я хочу вас призвать. А хочу я призвать вас к направлению ходатайства на имя президента России Владимира Владимировича Путина, от всего народного собрания РИ, а в их лице и всего ингушского народа, с просьбой о помиловании осужденных по уголовному делу, которое прозвали «митинговым делом», — говорится в обращении.
Юрист указал на то, что некоторые из осужденных, «с учетом возраста и состояния здоровья, не факт, что доживут до конца назначенных сроков».
«Одним из условий помилования является то, что ходатайство о помиловании должно исходить непосредственно от самого осужденного. Но также нельзя забывать о статусе и полномочиях депутата и Народного собрания в целом, которые прописаны в Конституции и ФЗ У№-414. «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Из чего можно сделать нормативно обоснованный вывод о солидарном праве подачи указанного ходатайства как самим осужденным, так и избранным представителем-депутатом в органах государственной власти», — пояснил Келлематов.
Он обратился к адресатам письма как госдеятелям с высшим образованием, умеющим «анализировать и взвешивать тяжесть поступков не только путем логического мышления, но и по требованиям закона». «И понимаете, что все осужденные по митинговому делу не сделали и 0.01% по тяжести совершенного деяния от того, что сделали упомянутые мною лица. Если вы считаете, что народ не поддержит данную инициативу, и что он не наделяет вас подобным поручением, рекомендую провести социальный опрос. Благо ресурсы СМИ в лице НТРК и блогеров со значительным количеством подписчиков это позволяет», — предложил юрист.
По его словам, глава государства может не удовлетворить эту просьбу, однако это не освобождает депутатов «от взятых на себя обязательств по представлению интересов и защите прав жителей республики Ингушетия, принятия мер к улучшению их условий жизни».
«И да, хотелось бы вам напомнить ваш статус с религиозной точки зрения. Вы, люди, которых Аллах наделил властью и назначил руководителями над мусульманами. И вы в ответе за каждого, кого он доверил вам», — отметил юрист, обращаясь к депутатам.
В письме НС, которое поступило Келлематову в ответ на его обращение, нет ясности по дальнейшим действиям депутатов. В начале письма разъясняется, что такое помилование как процесс и говорится о том, что право на него имеют все осужденные.
«Право помилования, будучи непосредственным выражением конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма и справедливости, предполагает для каждого осужденного — независимо от характера преступления, за которое он был осужден, назначенного наказания и условий его исполнения — возможность добиваться смягчения своей участи, в том числе в судебном порядке, вплоть до полного снятия всех ограничений в правах и свободах, которые являются правовыми последствиями его осуждения на основе вступившего в законную силу приговора», — говорится в письме аппарата НС Ингушетии.
В документе сказано, что порядок обращения осужденного с ходатайством о помиловании устанавливается ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Далее авторы письма говорят о том, что «седьмой созыв законодательного и представительного органа республики состоит из 32 депутатов, которые являются представителями 26 тейпов». «Каждый из депутатов осознает меру своей ответственности перед избирателями, перед своим народом», — отмечается в документе. И затем там выражена благодарность Келлематову за его активную гражданскую позицию.
Напомним, 27 июля лидеры ингушского протеста выступили с последним словом. Малсаг Ужахов заявил, что они лишены свободы лишь потому, что «посмели защищать свою землю».
Большинство арестованных участников протеста в Магасе получили реальные сроки по обвинению в насилии к представителям власти. Ахмед Барахоев, Муса Мальсагов, Исмаил Нальгиев, Зарифа Саутиева, Малсаг Ужахов, Багаудин Хаутиев и Барах Чемурзиев, также задержанные по митинговому делу, были обвинены в экстремизме. 15 декабря 2021 года Кисловодский горсуд назначил им сроки от 7,5 до 9 лет лишения свободы. Защитники лидеров протеста раскритиковали мотивационную часть приговора. Они заявили, что текст обвинительного заключения почти полностью перешел в приговор, что является серьезным нарушением. Суд не учел ни одно смягчающее обстоятельство и неверно истолковал свидетельства защиты, указали адвокаты. Защитники подали апелляционные жалобы и потребовали отменить приговор. Но он был оставлен в силе. Все осужденные этапированы в колонии в разных регионах РФ.