Владимир Путин подписал законы об установлении предельного срока исполнения в России постановлений ЕСПЧ. Согласно этим законам, постановления ЕСПЧ, вынесенные после 15 марта 2022 года, не подлежат исполнению в России. При этом компенсации заявителям, выигравшим дела в Страсбурге до этой даты, будут выплачивать в рублях до 1 января 2023 года. Также депутаты предлагают запретить производить оплату по решениям ЕСПЧ на счета тех стран, которые Россия считает «недружественными». В марте Россия объявила о выходе из Совета Европы «на собственных условиях». Очевидно, сейчас российские депутаты подготавливают почву для этих условий.
Штрафы на 25 млн рублей за антивоенную позицию
После 16 марта ЕСПЧ вынес уже около трех десятков постановлений по делам против России, следует из электронной базы его решений. Рассмотрения ЕСПЧ ожидают более 18 200 российских дел, в том числе масштабные межгосударственные жалобы Украины против России. Очевидно, что количество жалоб против России будет только увеличиваться. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на статистику. По данным правозащитной организации «ОВД-Инфо», в России с начала войны в Украине за три месяца полицейские задержали 16 000 человек. Всего за антивоенную позицию фигурантами уголовных дел стали 146 человек. Только в одной Москве суды рассмотрели больше двух тысяч дел по статье о «Дискредитации российской армии». По наблюдениям правозащитника Павла Чикова, в среднем суды рассматривают по 40 дел каждый рабочий день. Штраф по статье от 30,000 до 50,000 рублей.
При этом, согласно докладу «ОВД-Инфо», более 2100 россиян обвинили в «дискредитации» российской армии (20.3.3 КоАП) во время войны в Украине. Им выписали штрафы на сумму более 25 млн рублей. Также с начала войны в Украине Роскомнадзор заблокировал более 3000 сайтов, 213 медиа столкнулись с давлением. Среди регионов Кавказа в суды Дагестана поступило четыре протокола за «дискредитацию» российской армии, Северной Осетии и Карачаево-Черкессии – по два протокола, в Ингушетии на редактора Fortanga.org Изабеллу Евлоеву возбудили два уголовных дела и еще одно на ингушского блогера Ислама Белокиева. Также на 40 тысяч рублей оштрафован руководитель ингушского отделения партии «Гражданская инициатива» Ваха Картоев за дискредитацию армии РФ.
К жестким штрафам приговариваются не только обычные жители России, но и известные политики и общественные деятели. Например, в конце мая суд в Екатеринбурге оштрафовал на 85 тысяч рублей бывшего мэра Евгения Ройзмана из-за «оскорбления власти». Поводом послужил твит Ройзмана про министра иностранных дел Сергея Лаврова. Пока адвокаты готовят апелляционную жалобу, скриншот этого твита продали на NFT-аукционе за 3200 долларов. Эти деньги Ройзман направит на лечение тяжелобольных детей.
Среди последних рассмотренных жалоб ЕСПЧ в отношении России: суд признал закон об «иноагентах» нарушающим права человека и назначил по 10 тысяч евро компенсации 73 российским НКО. Среди них Правозащитный центр «Мемориал», «Агора», «Гражданский контроль», «Гражданское содействие», «Левада-Центр», Комитет против пыток», «Голос», Центр истории политических репрессий «Пермь-36». Впрочем, у этой новости есть и негативная подоплека: в связи с новым законом Россия не будет исполнять это решение ЕСПЧ, указывает ингушский адвокат Калой Ахильгов в разговоре с Фортангой.
«То есть, закон «об иностранных агентах» будет действовать дальше в России. Однако есть и позитивный момент: все же ЕСПЧ признал этот закон противоречащим нормам международного права, и мировое сообщество будет считать его неправомерным», — добавил Ахильгов.
Однако не только решения ЕСПЧ по «иноагентам» и последующие жалобы на штрафы по делам о «дискредитации армии» Россия не будет исполнять. За последние годы ЕСПЧ зарегистрировал десятки жалоб в том числе и от Ингушетии. Например, среди них: жалоба из-за отключения мобильного интернета в Ингушетии в 2018 году во время уличных протестов, которые проходили в республики из-за подписания соглашения о границе с Чечней. Многие жители тогда выступили против сделки между двумя регионами. В жалобе правозащитники указали, что власти нарушили сразу несколько статей Европейской конвенции по правам человека: ст. 10 («Свобода выражения мнения»), ст. 11 («Свобода собраний и объединений»), ст. 13 («Право на эффективное средство правовой защиты») и ст. 18, которая фактически запрещает применять ограничения в политических целях.
Кавказские дела
Также сейчас на рассмотрении в ЕСПЧ находятся жалобы по фигурантам «ингушского дела», по которому председателя Совета тейпов Ингушетии Малсага Ужахова, Ахмеда Барахоева и Мусы Мальсагова приговорили к девяти годам колонии. Оппозиционерам Бараху Чемурзиеву, Багаудину Хаутиеву и Ахмеду Нальгиеву назначили по восемь лет тюрьмы. Зарифе Саутиевой дали семь лет и шесть месяцев колонии. Сейчас защитники подали апелляционные жалобы на приговор в Ставропольский краевой суд и ждут обжалования решения. В тоже время, адвокат Чемурзиева Магомед Абубакаров сообщил Фортанге, что он в интересах своего подзащитного уже подал в 2019 и в 2020 году две жалобы о нарушении пятой статьи Конвенции о защите прав человека.
«Мы негативно относимся к тому, что Россия не будет исполнять решения ЕСПЧ. В ближайшее время мы планировали подавать жалобу по нарушении шестой статьи Конвенции о защите прав человека. И суть даже не в компенсациях, которые подзащитные могут получить в случае позитивного решения. ЕСПЧ может дать толчок к пересмотру дела и к последующему освобождению несправедливо осужденных», — пояснил Абубакаров.
За последние несколько лет ЕСПЧ присудил несколько крупных компенсаций жителям Кавказа, пострадавшим от несправедливого отношения властей или силовых структур. Например, в марте 2021 года ЕСПЧ присудил 120 тысяч евро жителю села Гоор-Хиндах Шамильского района Дагестана Муртазали Гасангусейнову. Суд постановил, что российские власти нарушили статью 2 Европейской конвенции по правам человека («Право на жизнь»), когда силовики убили двух сыновей мужчины во время спецоперации в Дагестане. Осенью 2021 года ЕСПЧ присудил 60 тысяч евро родным пропавшего в 2010 году Мухаммеда Хутиева и его супруга. Страсбургский суд установил нарушение статей 2 (право на жизнь) и 3 (запрет пыток и жестокого обращения) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а в марте 2020 года – отцу застреленного во время спецоперации жителя Ингушетии Беслана Цороева, присуждена компенсация морального вреда в размере 80 тыс. евро. Судом было установлено нарушение статьи 2 (право на жизнь) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
1 марта 2022 года жалобы 29 жителей Ингушетии на пытки и избиение ингушскими и чеченскими силовиками были рассмотрены Европейским судом по правам человека. Суд признал нарушение прав и свобод заявителей, а также отсутствие эффективного расследования со стороны следственных органов.
Роль ЕСПЧ в правовом поле России
Как отразится на российском правовом поле отказ выполнять решения ЕСПЧ? Юрист правозащитной организации «Комитет против пыток» Ольга Садовская считает, что это приведет к деградации судебной системы. Россия лишится реформ, необходимых для совершенствования судебной и правовой системы.
«Если смотреть глубже, то подавляющее большинство решений ЕСПЧ Россия не исполняла и раньше. Да, Россия компенсации платила исправно, в случае задержки начисляла пени, каждый год увеличивала бюджет на выплаты. Но деньги — это не самое главное. Есть еще меры индивидуального и общего характера», пояснила она в разговоре с Фортангой.
Речь идет о возможности восстановления прав человека: доведение расследования до конца, привлечение виновных к ответственности, публичные извинения и так далее. Вторая часть мер связана с предотвращением подобных нарушений в будущем. Эти обязанности относились к развитию законодательства, устройству правоохранительной системы, условиям содержания заключенных в тюрьмах, и многим другим вопросам.
«Это все Россия исполняла редко. Если раньше Россия частично исполняла решения ЕСПЧ, то сейчас не будет тотально», – пояснила Садовская. Сейчас ЕСПЧ рассматривает 87 жалоб от Комитета против пыток. В правозащитной организации не знают, будет ли Россия их исполнять.
Юрист правозащитной организации «Общественный вердикт» Асмик Новикова в разговоре с Фортангой сравнила ЕСПЧ с кэш-машиной по выплате компенсации. В настоящее время юристы «Общественного вердикта» защищают в судах 20 участников антивоенных демонстраций.
«Обвиняемые по политическим делам сейчас практически никак не смогут добиться справедливости. Люди понимают, что в России у них мало шансов на справедливое разбирательство, поэтому многие в конечном итоге обращаются в Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ рассматривал жалобы россиян в автоматическом режиме: там видели очевидные и понятные нарушения в России. Если раньше не всегда демонстрация заканчивалась массовым побоищем, то сейчас такие нарушения со стороны полицейских участились», – сказала Новикова.
В смысле профилактики нарушений ЕСПЧ часто мотивировал Россию к изменению ситуации, чтобы не было больше клонирования правонарушений, добавила Новикова. Например, в России могут взыскать компенсацию за плохие условия содержания в тюрьме. Это новое юридическое средство, пока еще плохо работающее, но его появление — прямое обязательство России по исполнению решения ЕСПЧ.
При этом не все российские суды действуют одинаково и без раздумий выносят обвинительные приговоры тем, кто высказался против войны в Украине. Например, суд в Санкт-Петербурге вернул назад в полицию дело против лидера рок-группы ДДТ Юрия Шевчука, который обвиняется в дискредитации российской армии. На концерте в Уфе Шевчук выступил против войны в Украине и сказал: «Родина — это не жопа президента, которую нужно целовать». В материалах дела полиция не указала, в чем именно выразилась дискредитация российских военных.
Адвокат Шевчука Александр Передрук считает, что новый закон о нежелании исполнять решения ЕСПЧ идет вразрез с Конституцией России.
«Право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц, предполагают необходимость исполнения всех постановлений ЕСПЧ. Безусловно, отсутствие возможности обращаться ЕСПЧ для российских граждан — это широкий шаг назад», заключил Передрук.
С ним согласен и ингушский адвокат Калой Ахильгов.
«Решение российских властей больше не исполнять решения ЕСПЧ сильно подрывает наши планы по восстановлению справедливости над фигурантами «ингушского дела». Мы по-прежнему считаем, что приговор должен быть отменен. Печально осознавать, что политически мотивированные решения российских судов останутся в силе. Все же ЕСПЧ играл роль сдерживающего фактора, это был объективный инструмент, которого сейчас для гособвинения попросту не будет. Это может привести к увеличению политических дел по всей стране», — заключил Ахильгов.