Газомоторное топливо в Ингушетии резко и существенно выросло в цене, оказавшись дороже, чем в Москве. Жители республики массово перешли на бензин, бойкотируя такую ценовую политику.

В мае эксперты РИА Рейтинг подсчитали по официальным зарплатам, сколько времени потребуется регионам, чтобы достичь средней заработной платы более 100 тысяч рублей. В этом исследовании регионы СКФО заняли последние позиции, и Ингушетия прочно вошла в пятерку аутсайдеров наряду с Северной Осетией, Чечней, Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкесией. На перспективы достичь какого-то финансового благополучия влияет все, а теперь еще и цены на газомоторное топливо, которым в республике пользуется, пожалуй, большинство. С апреля оно подорожало на 87-94% — с 15 до 26-29 рублей за литр.

Бойкоту — полный газ

Ингушские автовладельцы обращают внимание, что резкий скачок цен произошел не на всех АГЗС, это не коснулось главным образом «Роснефти» и «Лукойл», где цена на газ пока держится на уровне 16 рублей, но и здесь не обошлось без подвоха. После того, как ингушские автовладельцы стали закупать газ в основном на «Роснефти», заправки данной компании пошли на ограничение обслуживания клиентов, заправляя лишь тех, у кого есть карта лояльности.

На волне недовольства автомобилистов в Ингушетии появилось движение «АнтиГаз Ингушетия», которое призывает бойкотировать газозаправки Ингушетии. Рост цен шел в течение марта-мая, прибавляя по 3 рубля, по 5 рублей, снова по 3 рубля и установившись к середине мая в цене 26 рублей за литр. И буквально недавно наметился очередной рост: по состоянию на 19 мая пропан-бутан у частников продается по 29 рублей за литр.

Автовладельцы уверены, что рост цен имеет под собой картельный сговор. Они обращают внимание на то, что такая динамика наблюдается не повсеместно в России, хотя в СКФО это затронуло не только Ингушетию. Так, по просьбе своих земляков уроженец Ингушетии в апреле записал видео с ценами на газомоторное топливо на одной из заправок Москвы, где на табло — 16 рублей. По состоянию на 19 мая в близких к центру Москвы АГЗС газ продавался в пределах 21,49 рубля, следует из карты Тинькофф-топливо.

Но даже в пределах СКФО положение цен на газомоторное топливо Ингушетии выглядит наиболее удручающим. Так, в Дагестане газ в среднем продается по 23 рубля за литр, а в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии — по 25-26 рублей за литр (то есть на 3-4 рубля дешевле, чем в Ингушетии). И если в Дагестане рост цен на газ объясняют наплывом туристов и повышенным спросом на топливо у машин туркомпаний (и все же дагестанские автомобилисты стали присоединяться к бойкоту), то рекордный рост цен на заправках частников в Ингушетии, похоже, не имеет никакой рациональной, вынужденной причины, особенно на фоне выгодных цен на заправках крупных компаний.

Разница при одной закупочной цене

Активисты уже обратились в УФАС по Ингушетии с письмом, в котором просят проверить обоснованность роста цен на газомоторное топливо, а также указывают на вероятный сговор владельцев автозаправок республики, которые синхронно подняли цены на газ до одинакового значения.

В беседе с «Фортангой» некоторые участники движения «АнтиГаз Ингушетия» обратили внимание на случившееся с местным бизнесменом Абукаром Киевым, на автозаправке которого произошел пожар. Как утверждают знакомые с ситуацией бизнесмена, незадолго до пожара он отказался присоединиться к сговору заправщиков по поднятию цен на газ. Близкие Абукара Киева уверены, что это был поджог. Корреспондент «Фортанги» связался с ним, но на вопрос о причинах роста цен на газ, тот сослался на тарифы газоперерабатывающих заводов и повышение биржевых цен. По поводу произошедшего с его заправкой Абукар Киев также был лаконичен в ответе. «На счет моего происшествия скажу: Аллах все видит, а остальное без комментариев», — сказал он.

Действительно, если смотреть на биржевые цены пропан-бутана, то средневзвешенная цена индексов на сургутский пропан-бутан «Газпром ГНП продажи» в начале марта составляла 2980 рублей за тонну, а по итогам торгов 18 мая средневзвешенная цена составляет 22740 рублей. Но есть один нюанс. Как отмечают собеседники «Фортанги», знакомые с бизнесом заправок, владельцы АГЗС юга России и СКФО закупают газомоторное топливо в Астрахани, где находится один из крупнейших газоперерабатывающих заводов. Закупают в Астрахани газомоторное топливо, в том числе автозаправочные станции Москвы, отчего еще больше возникают вопросы к разнице цен на топливо.

«Народ лишили успокоительного»

Юрист и участник группы бойкота в телеграме Хусен Даурбеков отметил, что подобный рост цен был и раньше.

«В прошлые годы пропан тоже подскакивал до 36 рублей, если не ошибаюсь. Но в тот момент это не вызвало такой острой реакции, какую мы видим сегодня. Объясняю это тем обстоятельством, что ранее стоимость на все товары и услуги была на сравнительно невысоком уровне. Сейчас же, когда цена подскочила на абсолютно все, стоимость СУГ довольно длительное время держалась на невысоком уровне, до марта 2023 г. В народном восприятии невысокая цена на пропан действовала как успокоительное средство. И что мы видим сегодня? Общество этого средства внезапно лишили», — сказал Даурбеков «Фортанге».

Другие участники группы бойкота в беседе с «Фортангой» рассказали, что присоединившиеся к бойкоту перешли на бензин, полностью отказываясь от газозаправочных станций, в том числе крупных компаний со сравнительно низкими ценами на топливо.

«Получить каких-либо объективных ответов на вопрос, почему на оптовом рынке сжиженных углеводородных газов происходит повышение цен, мы не смогли. Мы направили также письмо в Газпром с целью уточнить, есть ли какие-либо предпосылки для повышения цен на газ, в то время как на внутреннем рынке России наблюдается профицит сжиженных углеводородных газов на фоне санкций. В то же время у нас нет информации о том, что были найдены какие-то другие пути реализации за границу», — прокомментировал модератор ингушской группы «АнтиГаз» в телеграме по имени Магомед-Башир.

Он отметил, что проблема роста цен и снижение этих же цен на пропан-бутановые смеси носит циклический характер — ежегодно это повторяется с некоторой лишь разницей. «Как правило это бывает связано с тем, что многие химические заводы закрываются на профилактику на довольно продолжительное время, и это в свою очередь влияет на цены на бирже. На данный момент активистами были поданы жалобы в УФАС, от них мы пока еще ответа не получили, также мы участвовали в заседании УФАС совместно с другими контролирующими органами — налоговой, прокуратурой, Минпромторгом. На данной встрече мы озвучили наши требования, связанные с картельным сговором продавцов газомоторного топлива», — рассказал «Фортанге» Магомед-Башир.

О прошедшем совещании в УФАС 15 мая по проблеме роста цен на газ рассказал в группе бойкота один из участников движения по имени Магомед. Как следует из его аудиозаписей, на совещании были представители прокуратуры, налоговой, а также четыре юрлица — владельцы газовых заправок. Тогда как всего в республике насчитывается свыше 150 газовых заправок.

«Чего-то нового там не услышал, конкретных предложений — тоже. Дежурные заявления: в рамках своих полномочий УФАС будет принимать какие-то действия для регулирования рынка и прекращения этого сговора, будет запрашиваться документация и выявляться факты сговора и будут приниматься санкции по закону. Нам нужно продолжать набирать численность нашего движения, для того что бы с голосом потребителя считались», — призвал Магомед.

Также на совещании было сказано, что при прокуратуре РИ организована межведомственная рабочая группа, которая будет проводить выездные комиссии по заправкам, в частности, прекращая работу неоформленных незаконных АГЗС. Итоговый протокол совещания пока не представлен активистам, но участники движения «АнтиГаз» уверены в необходимости увеличения численности бойкотирующих и намерены посредством федеральных органов добиться регулирования цен.

Один из сотрудников УФАС в беседе с «Фортангой» сообщил, что обращение граждан с требованием проверить газозаправочный бизнес республики на ценовой сговор находится на рассмотрении, однако никаких конкретных ожидаемых ответов на это обращение сотрудник не назвал. В то же время он отметил, что по закону у антимонопольной службы есть срок в 30 дней на рассмотрение обращения. «В случае же определенных сложностей, срок рассмотрения могут продлить и до 60 дней», — отметил собеседник.
Корреспондент «Фортанги» обратился за комментариями и к руководству УФАС по Ингушетии. Сначала в приемной сослались на занятость руководства, пообещав связать его с нами в течение дня, но дальнейшие попытки дозвониться оказались безрезультатными.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии