В Ингушетии продолжается расследование уголовного дела против 13 бывших полицейских за отказ разгонять митинг, прошедший 27 марта в Магасе. В общей сложности из-за «утраты доверия» были уволены 17 силовиков. Юрист Магомед Куриев, представлявший их интересы, в интервью «Коммерсанту» назвал это дело надуманным.
Куриев напоминает, что 27 марта в Магасе сотрудники Росгвардии провели две провальные попытки разгона митингующих. Некоторые силовики получили травмы. Через два дня стало известно о расформировании батальона ППС, который отказался разгонять активистов.
Полицейских уволили на том основании, что они якобы встали между Росгвардией и митингующими, прикрыли последних своими телами и этим помешали вытеснить участников акции протеста, проигнорировав приказ двух заместителей министра.
Магомед Куриев указывает на то, что в Сети есть видео, где видно, что ничего противозаконного полицейские не совершали, а, наоборот, они пытались поговорить со старейшинами, чтобы те успокоили молодежь и убедили их разойтись. После этого разговора в течение 15 минут все митингующие ушли с площади. «Разгона не было. Если бы старые люди попали под дубинки, пошла бы такая волна, что всю республику могло бы перевернуть с ног на голову», — предполагает юрист.
По его словам, руководство МВД допустило серьезные ошибки, когда пыталось организовать разгон митинга. Один из офицеров признался Куриеву, что фактически полицейские своим выходом «спасли шкуры генералов», но он не стал это говорить на суде, где рассматривался вопрос увольнения силовиков.
В результате полицейским теперь грозит до пяти лет лишения свободы. Ранее суд не принял во внимание даже то, что на митинге в Магасе они вытащили по меньшей мере троих росгвардейцев, которых бросили их отступившие товарищи.
Администратор паблика «Омбудсмен полиции» Владимир Воронцов констатировал, что возбужденное против ингушских полицейских уголовное дело является крайне редким. Обычно неповиновение приказу квалифицируется как дисциплинарное нарушение. Воронцов предположил, что дело завели «в назидание другим сотрудникам полиции» в связи с протестными акциями в Москве.
26–27 марта в Магасе проходил сначала согласованный с властями, а затем — стихийный митинг против изменения границы с Чечней и правил референдума. Акция протеста закончилась столкновениями с силовиками — это стало одной из причин возбуждения уголовных дел против участников протестов (о нападении на представителей власти и призывах к массовым беспорядкам). Позже митингующие перекрыли федеральную трассу «Кавказ» возле Назрани, где, помимо прочего, требовали отставки главы республики Юнус-Бека Евкурова. Он объявил об уходе со своего поста 24 июня.
Фигурантами уголовных дел о протесах в Ингушетии, возникших из-за изменения границы с Чечней, стали свыше 30 человек. Адвокаты выявили многочисленные грубые нарушения, допущенные при расследовании дел, и отмечают их сходство с «Болотным делом».
Those 13 policemen are heros of Ingush Nation. Their names should be known to everyone in this great land of Ghalghayche.