Общественник и экс-депутат Народного Собрания Ингушетии Идрис Абадиев опроверг дачу показаний следствию против участников Ингушского протеста. По его словам, он давал показания следствию по поводу обстоятельств протестов, но не свидетельствовал против Малсага Ужахова, Ахмеда Барахоева и других арестованных членов Ингушского комитета национального единства (ИКНЕ). Об этом он сообщил в комментарии Фортанге.
«Я действительно давал показания следователю СК, но не против своих товарищей. Рассказывал о том, какие конференции мы проводили после митинга, как призывали народ, – говорит Абадиев. Но у меня даже в мыслях не было свидетельствовать против моих товарищей по митингу, не под какими пытками я бы такого не сделал. Да весь мир взорвался бы от такого!”.
По его словам, он возмутился, когда следователь зачитал ему протокол с показаниями. «Там 90% было неправда, не мои слова. Потом следователь начал что-то убирать и я уже не помню. Мы соберемся и обсудим по поводу жалобы на следователя», – резюмировал Идрис Абадиев.
Напомним, накануне в интернете появился видеоролик, рассказывающий о том, что Идрис Абадиев дал следствию показания против активистов протеста, став фактически свидетелем обвинения. В протоколе говорится, что лидеры протеста “рвались к власти”, “будоражили” и провоцировали молодежь на неправомерные действия.
Позже Абадиев записал видеообращение, в котором принёс клятву и заверил общественность, что в протоколе «не его речь, и у него никогда не было умысла навредить лидерам протеста». Также оппозиционер сообщил, что его адвокат Борис Маматов, якобы присутствовавший при допросе, одобрил подписание протокола. При этом, в самом документе говорится, что Абадиев в помощи адвоката не нуждается.
После выхода изобличающего ролика Идрис Абадиев вызвал в Шариатский суд, людей причастных по его мнению, к созданию видео. В числе ответчиков звучали имена редактора «Фортанги» Изабеллы Евлоевой, ее мужа Абдул-Хамида Евлоева, адвоката Калоя Ахильгова и других лиц. Абадиев считает, видеоматериал, в котором были представлены фрагменты протокола, «сфабрикованным».
“Что касается заявления в Шариатский суд, то мне об этом посоветовали мои знакомые. Мол, так будет правильно. Что касается ролика, то он сам по себе провокационный. Я у следователя лишь излагал разборки между нами – братьями, мы высказали друг другу недовольство, разногласия, не более того», – прокомментировал Абадиев.
Адвокат Калой Ахильгов, выразил удивление позицией Абадиева.
«В 65-м томе материалов уголовного дела показания Абадиева присутствуют за его подписью. Он также указал, что не нуждается в адвокате. В тексте было много таких деталей, которые следователь не мог знать по определению. Если же свидетель не давал показаний, которые там указаны, то ему надо обратиться с жалобой на следователя за служебный подлог, чтобы признать документ фальшивкой. После экспертизы его исключат из материалов дела. Я не знаком лично с Абадиевым, не в курсе, зачем он вызвал меня в Шариатский суд и что он вообще хочет этим сказать, что доказать», – поделился мнением Ахильгов.
Ранее главред «Фортанги» Изабелла Евлоева сообщила у себя на странице в Фейсбук, что Абадиев не отрицает, что ставил подпись под протоколом, но признался, что при беседе со следователем у него не было с собой очков. При этом, она выложила в открытый доступ копии свидетельских показаний Абадиева.
«В ролике, размещенном на нашем ресурсе, использованы копии протокола свидетельских показаний, который дал Идрис Абадиев против арестованных лидеров протеста, в том числе и против меня», – сообщила Изабелла Евлоева. Она добавила, что редакция уточняла достоверность материалов перед их публикацией. Адвокаты, представляющие интересы политзаключенных, подтвердили, что протокол настоящий.
«Но раз Идрис утверждает, что он этих показаний не давал, то просто обязан защитить свою честь и обратиться с жалобой на следователя в прокуратуру. Пока этого не сделано и суд не доказал, что протокол – фальшивка, у нас есть все основания полагать, что документ подлинный. Кроме этого, это поможет заключенным, который более года находятся в СИЗО по сфабрикованному обвинению избежать длительных тюремных сроков», – заключила главред «Фортанги».
Напомним, по делу о массовых протестах в Ингушетии уголовному преследованию подверглись более 40 человек. Из общего дела было выделено дело о лидерах протеста, которые обвиняются в создании и участии в экстремистском сообществе. Им грозит до 10 лет лишения свободы. Адвокаты арестованных неоднократно заявляли о многочисленных нарушениях в деле со стороны следствия и непричастности обвиняемых к инкриминируемым преступлениям. Правозащитный центр “Мемориал” признал их политзаключенными.