Председатель Конституционного суда Ингушетии Аюп Гагиев отказался от участия в выборах в Госдуму после того, как избирком  подал в суд документы для аннулирования его регистрации в качестве кандидата. Претензии избиркома к Аюпу Гагиеву – формальность, таким образом от участия в выборах отстраняют независимых кандидатов, считают эксперты.

Председатель Конституционного суда Ингушетии Аюп Гагиев заявил об отказе от участия в выборах 18 августа на своей странице в Facebook.

Он сообщил, что в суд были поданы документы для аннулирования его регистрации в качестве кандидата в депутаты Госдумы. «Причина банальна: не указал земельный участок, находящийся в безвозмездном пользовании, как принадлежащий на праве собственности», — написал Гагиев.

Председатель Конституционного суда Ингушетии сообщил, что никаких иллюзий по поводу возможного исхода такого процесса не испытывает. «Выдвигаясь в депутаты, я полагал, что мои профессиональные знания и опыт будут необходимы для работы в парламенте страны, ведь уже более 25 лет занимаюсь правотворческой и правоприменительной деятельностью. Но как мы видим, сегодня востребованы кандидаты с другими качествами», —  отметил он.

«В сложившейся ситуации, посоветовавшись с друзьями и единомышленниками, я принял решение отказаться от участия в этих «выборах». Искренне благодарен всем, кто словом и делом поддерживает меня», — заявил Гагиев.

Его пост за три дня собрал более 100 комментариев. Многие пользователи выразили сожаление и написали, что впервые за долгие годы решили идти на выборы, только чтобы проголосовать за Гагиева.

Авторы комментариев также призвали Гагиева не отзывать кандидатуру и бороться в судах за свое право участия в выборах.

«Ни в коем случае не отказывайся!…  Идём до конца! … Будем судиться с ЦИК и обнаружим общими усилиями нечистоплотность …  в комиссиях!» — написал активист Багаудин Мякиев, отбывший наказание по митинговому делу.

Власти всем способами не хотят допустить до участия в выборах независимого кандидата, а спорный участок – лишь формальная причина для аннулирования его регистрации, считают ингушские политики и общественные деятели.

Руслан Муцольгов, правозащитник, председатель Ингушского регионального отделения партии «Яблоко», от которой выдвигался Аюп Гагиев, считает, что подача в суд – своего рода сигнал системы о том, что данный кандидат для нее крайне нежелателен.

«Он (Гагиев) ранее неоднократно демонстрировал свою позицию и народ поддержал его. Поэтому Партия «ЯБЛОКО» предоставила шанс не только ему быть избранным, но и жителям республики получить действительно народного избранника в Госдуме, который будет отстаивать наши права и интересы. Со своей стороны я уважаю Аюпа и его решение, поэтому мне остаётся только с ним согласиться», — сказал он.

Правозащитник не считает весомым основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты не указанный в документах участок земли, не находящийся в собственности.

«Исходя из нашей практики судопроизводства, исход любого дела, где участники с одной стороны —  власть, а с другой — ее оппоненты, уже предрешён. Я уверен, решение Аюпа Гагиева взвешенное, и принято им не на эмоциях», — сказал он.

Аналогичное мнение высказывает политолог-эксперт Анжела Матиева. «Информация о том, что Аюп забирает свои документы, очень сильно расстроила ингушскую общественность, особенно молодежь. Но я полагаю, что есть вещи, которые остались за кадром. Могу предположить, что давление на Аюпа, чтобы он сделал отвод, было значительно сильнее, чем мы можем знать и видеть. Подача в суд – это первое публичное действие, а дальше при приближении выборов, это давление только усиливалось бы», — сказала она.

Матиева считает решение Аюпа Гагиева не участвовать в выборах «взвешенным во всех аспектах». «У меня нет никаких сомнений, что решение Аюп принимал взвешенно, исходя из той реальности, в которой он находится, и из понимания тех перспектив, с которыми он может столкнуться… Зная, какой мужественный, знающий свое дело человек Аюп, невозможно обвинить его в том, что он кого-то испугался, он не из тех людей. И это решение далось ему очень тяжело», — полагает политолог.

Депутатское кресло – не единственная возможность влиять на ситуацию в республике, считает она. «У нас есть возможности, которые мы не используем – это общественный контроль, который при имеющихся в РФ законах и механизмах может сделать очень многое.- Люди, которые не смогли преодолеть препятствия, которые им учиняли, и пройти в местный парламент или в думу, могут сделать очень многое, реанимируя общественный контроль. Хотя, конечно, с депутатским мандатом возможностей больше», — сказала Матиева.

Адвокат Магомед Беков так же считает, что участок – лишь формальная причина для аннулирования регистрации неугодным кандидатам. «Согласно статье 99 закона № 20  «О выборах в Государственную Думу Федерального собрания Российской федерации» основанием для аннулирования является «предоставление недостоверных сведений», — пояснил он.

«Данный участок находится в бессрочном пользовании, но не является собственностью. В соответствии с законом должна быть проведена регистрация права собственности. В ФЗ-20 («О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»)*, нигде не сказано, что необходимо предоставить сведения обо всем имуществе, обо всех земельных участках. Почему, если выяснено, что имеется такой участок, нужно аннулировать регистрацию? Почему не потребовать предоставить документы на этот участок? Закон же не ограничивает ЦИК в истребовании этих дополнительных сведений,  если им стало известно о том, что у него имеется в пользовании земельный участок. Непредоставление каких-то сведений не является предоставлением недостоверных сведений. Здесь «вилка» в законе, нет конкретики, а отсутствие конкретики всегда порождает спор, разное толкование той или иной нормы», — отметил Беков.

Адвокат считает, что правоприменительная практика аннулирования регистрации «пошла по порочному пути». «Регистрация аннулируется неугодным кандидатам в депутаты всегда по каким-то формальным основаниям», — сказал он.

В то же время Беков считает, что в данной ситуации Аюпу Гагиеву нужно бороться за свое право в судах. «Не нужно снимать свою кандидатуру. Нужно все-таки проявить принципиальность и даже дойти до Европейского суда по правам человека», — считает он.

Однако Беков отметил, что как юрист понимает логику принятия решения Гагиева отозвать свою кандидатуру. «Возможно, он посчитал, что нет никакого смысла участвовать в этом фарсе. Как председатель Конституционного суда он прекрасно понимает, что, наверняка, это закончится больше политическим, нежели объективным решением, учитывая, что есть практика, которая идет по пути, не связанному с законом».

Напомним, 6 августа Аюп Гагиев сообщил, что избирком Ингушетии официально зарегистрировал его в качестве кандидата в депутаты государственной думы РФ восьмого созыва. Он был выдвинут от политической партии «Яблоко» по Ингушскому одномандатному избирательному округу №13.

Необходимо постараться сделать в рамках закона всё, чтобы освободить  лидеров ингушского протеста, заявил председатель Конституционного суда Ингушетии Аюп Гагиев в выступлении перед старейшинами республики. Он также высказался о согласии и мире в народе.

*Согласно части 1 статьи 43 федерального закона №20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «кандидат, выдвинутый политической партией по одномандатному избирательному округ и включенный в заверенный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации список кандидатов по одномандатным избирательным округам… представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию сведения… об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности».  

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии