Адвокат Фатима Урусова на заседании Кисловодского горсуда указала на абсурдность версии обвинения, сравнив дело ингушских активистов с процессом инквизиции в средневековье. Суд не удовлетворил требование прокурора прервать ее выступление.
16 ноября в прениях по «ингушскому делу» в Ессентуках участвовали адвокаты Башир Точиев, Фатима Урусова, Магомед Абубакаров, Аральбек Думанишев и общественный защитник Лев Пономарев*. Об этом «Фортанге» рассказал общественный защитник Асхаб Ужахов.
Выступавший первым адвокат Башир Точиев еще раз указал в своей речи на несостоятельность всех пунктов обвинительного заключения – от «свободной» трактовки понятия «экстремизм» до обвинения подсудимых в том, что они ссылались на нелегитимность соглашения об изменении границ, подтверждаемую решением Конституционного суда Ингушетии.
«И подсудимые, и другие жители Ингушетии в своих действиях и оценках опирались на постановление Конституционного суда Ингушетии. Подсудимых обвиняют в том, что они опирались на один правовой акт (постановление Конституционного суда Ингушетии), но не опирались на другой — постановление Конституционного суда РФ. Но оба этих вступивших в силу акта до сих пор действуют и прямо противоречат друг другу», — привел слова Точиева, сказанные в зале суда, правозащитный центр «Мемориал»**.
Напомним, 30 октября 2019 года, Конституционный суд Ингушетии признал республиканский закон о границе с Чечней неконституционным. На тот момент глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров не признал полномочия КС Ингушетии и обратился по этому вопросу в Конституционный суд России. А в декабре 2018 года Конституционный суд РФ признал соглашение об установлении границ Ингушетии и Чечни, а также закрепившей его закон Ингушетии соответствующими Конституции.
«Дело в том, что подсудимые говорили о незаконности соглашения, но вместе тем было решение Конституционного суда России, которое говорило обратное. Вот почему им вменяют умаление авторитета судебной власти. Однако есть и решение Конституционного суда Ингушетии, которое с решением Конституционного суда России имеет не разрешаемую правовую коллизию», — пояснил Точиев. Участники акции не обязаны аргументировать свой протест официальным признанием незаконности тех или иных решений, отметил он.
Второй выступала адвокат Фатима Урусова. «Фатима Урусова с определённой долей сарказма озвучила фабулу обвинения на свой лад, по сути дав понять, что обвинительное заключение звучит как полный абсурд», — сказал Асхаб Ужахов.
«Галилео Галилей (итальянский ученый, которого инквизиция заставила отречься от идей в области астрономии), Ужахов, Мальсагов, Барахоев, движимые политической враждой к главе Ингушетии, создали экстремистское сообщество с целью отрицания положения о плоской земле, а также в экстремистских целях пропагандировали гелиоцентрическое учение, что вело к дестабилизации общественно-политической обстановки. Подобное утверждение не менее бездоказательностей и абсурдно, чем обвинительное заключение», — привел слова Урусовой, сказанные на заседании, правозащитный центр «Мемориал». После этого прокурор потребовал прервать ее выступление, однако судья разрешил ей продолжить.
Адвокат Магомед Абубакаров раскритиковал в своей речи не только обвинительное заключение, но и выступления прокуроров в прениях, по сути открыв заключительную часть прений, реплики, которая пройдет 17 ноября. Это замечания или возражения участников судебного разбирательства на высказывания оппонентов, ранее выступавших в прениях.
«Я был озадачен после выступления прокуроров в прениях. Они выступили так, как будто не было длительного судебного следствия, не была допрошена масса свидетелей, не были оглашены многие документы и не были отсмотрены видеозаписи. Прокуроры просто повторили тезисы обвинительного заключения и сослались на показания шестерых свидетелей», — сказал Абубакаров.
«Выступления прошли в том же формате, что и предыдущие», — сказал Асхаб Ужахов. Адвокаты опровергли версию обвинения и призвали судью вынести справедливый приговор, отметил он.
Заседание длилось семь часов с перерывом на обед.
* Лев Пономарев персонально внесен Минюстом России в реестр иноагентов.
** организация включена Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.