В селе Пседах Малгобекского района Ингушетии силовики после обысков 10 января увезли из дома 44-летнего местного жителя Казбека Атаева. Один из его близких рассказал «Фортанге», что о местонахождении мужчины им не сообщали, лишь днем 16 января выяснилось, что он все это время находился в ИВС Малгобека.
«Рано утром 10 января примерно шесть-семь человек ворвались домой, надели мешок на голову и увезли из дома. Забрали и телефон его брата. После этого новостей о Казбеке не было», — рассказал он.
Как стало известно «Фортанге», 16 января Малгобекский городской суд заключил Атаева под стражу на два месяца. По неподтвержденным данным, в отношении него возбудили уголовное дело по обвинению в незаконном приобретении и хранении взрывчатых веществ или взрывных устройств (ч.1 ст.222.1 УК РФ) из-за якобы обнаруженной при обыске гранаты. Собеседник издания утверждает, что взрывчатку подкинули.
Ранее похожим образом в Ингушетии была задержана и обвинена по той же статье жительница Насыр-Корта (округ Назрани) Лейла Чемурзиева. Ее адвокат Басир Оздоев рассказывал о пытках в отношении женщины.
Строгий режим и тихая жизнь
Казбек Атаев ранее был судим. В 2005 году суд приговорил его к 17 годам колонии строгого режима по ряду статей УК РФ (в том числе «Террористический акт», «Бандитизм», «Разбой») за участие в вооруженном нападении на правоохранительные структуры Ингушетии летом 2004 года. Собеседник «Фортанги» отрицает его причастность к атаке.
«Тогда к ним домой ночью ворвались на БТР и с оружием и его увезли. Казбек во время тех событий не находился в республике», — сообщил он.
Атаев освободился из колонии в Чите в 2021 году и с тех пор вместе с братом занимался изготовлением натяжных потолков, а также ремонтными работами. Его знакомый опасается, что мужчину могут принудительно отправить на войну в Украину.
«Он освободился год назад. Вместе со своим братом занимался ремонтом. Все знакомые говорили, что обычный, спокойный человек, никуда не лезет. Ходил каждую неделю отмечаться для надзора. Весной он планировал жениться, но вот так получилось.
Боюсь, что на него надавят фиктивным делом и заставят поехать «добровольцем» в Украину. Есть много подобных случаев», — рассказал он.
Атаев внесен в официальный список террористов и экстремистов Росинфомониторинга.
Кроме того, он находится в списке из нескольких сотен лиц, якобы негласно приговоренных российскими спецслужбами к бессудным казням. Его несколько лет назад публиковало агентство «Чеченпресс». Официально данная информация не подтверждена.
События лета 2004 года в Ингушетии
СМИ со ссылкой на МВД РФ писали, что число участников нападения в 2004 году варьировалось от 200 до 1,5 тысяч человек. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев сообщал, что активные боевые действия на территории республики продолжались меньше четырех часов — с 22:30 21 июня до 03:00 22 июня 2004 года.
«Всего подверглись атакам около двух десятков административных сооружений и военных объектов, в том числе и оружейные склады в Карабулаке. Боевики пытались прорваться и в сторону Магаса, где находится президентский дворец, но эти попытки отбили ингушские милиционеры.
Здания МВД и погранотряда в Назрани, а также ОМОНа и горотдела милиции в Карабулаке частично разрушены. С оружейного склада похищено значительное количество оружия», — писало издание Polit.ru.
По официальной информации, тогда погибли 60 человек, причем 47 из них – сотрудники правоохранительных органов. По данным сайта «Кавказ-центр», в боях убиты 6 и ранены 14 нападавших, а потери силовиков составили 150-200 человек.
С февраля на войну против Украины были отправлены сотни уроженцев Ингушетии. Ранее «Фортанга» обнародовала список, содержащий информацию о 44 погибших (36 идентифицированы, еще о семи известно со слов их сослуживцев и из соцсетей) из республики во время войны в Украине.
Фото для иллюстрации, скриншот из видео YouTube.com
Десятки смертей, уголовные дела и отряд БОБР: Ингушетия в войне России против Украины