Назрановский райсуд отказался передать иск Абдул-Малика Албагачиева к колонии в Астраханскую область, где она находится, и направил его в Магасский районный суд. Адвокат Ирина Бирюкова заявила, что это дает надежду на решение в пользу заключенного.
На заседании в Назрановском районном суде 20 июня присутствовали адвокаты Абдул-Малика Албагачиева, его мать и дядя. По видеоконференцсвязи из Советского районного суда Астрахани были подключены представитель УФСИН России по Астраханской области Наталья Григорьева, представитель медико-санитарной части №30 ФСИН России Асима Хаернасова, представитель ИК-8 Замир Шагимов, который также представлял интересы ИК-10, сообщает «Кавказский узел».
Адвокат Бирюкова рассказала, что так и не были наложены штрафы на две колонии, в которых содержался и продолжает находиться ее подзащитный. Причина этого этого ей не известна.
Когда началось заседание, адвокат потребовала, чтобы к рассмотрению дела не допускали представителей из Астрахани. Она мотивировала это тем, что среди документов, предоставленных в Назрановский районный суд, не было копий дипломов ни одного из астраханских представителей, а в копиях доверенностей не указаны специальные полномочия для участия в этом административном деле. Таким образом невозможно установить, есть ли у них полномочия и специальное образование для участия в процессе, пояснила защитница Албагачиева.
Однако суд отказал адвокату после того, как представители сообщили, что имеют образование и доступ к участию в процессе.
Замир Шагимов заявил ходатайство о передаче дела на рассмотрение в Советский районный суд Астрахани. «В соответствии с частью 3 статьи 24 Кодекса об административном производстве (КАС) РФ административный иск по оспариванию действий, бездействия органов исполнительной власти может быть подан по месту регистрации административного ответчика», — сказал он, отметив, что Албагачиев отбывает наказание в Астраханской области.
Григорьева добавила, что поддерживает это ходатайство также в связи с тем, что в таком случае будет возможно предоставить в суд личное дело Албагачиева в оригинале и в полном объеме.
Однако защита Албагачиева возразила, указав, что на момент задержания Албагачиев был прописан на улице Московской в Назрани. «Уже неоднократно Верховный суд России разъяснял о решении данного вопроса, о подсудности дел такой категории — и разъяснял, что является местом постоянной регистрации, местом проживания. Колония не является местом постоянного проживания осужденного, и поэтому подача иска по месту его регистрации до момента направления для отбывания наказания является законной и обоснованной», — сказала Бирюкова, слова которой приводит издание.
Адрес прописки на момент задержания подтвердила и мать Албагачиева. Судья постановил передать дело на рассмотрение в Магасский районный суд в связи с тем, что на момент задержания Албагачиева территория его места жительства относилась к Магасскому районному суду, а к Назрановскому районному суду она стала относиться позднее. Озвучив это, судья закрыл дело.
Защиту удовлетворило решение суда. «Когда мы подавали иск, мы не знали, что на момент задержания Албагачиева была иная территориальная подсудность. Сейчас улица Московская относится к Назрановскому суду, и мы подали иск в Назрановский», — пояснила Ирина Бирюкова.
По ее словам, то, что постановил судья, дает надежду на более непредвзятое решение. «Мы намеренно подавали иск по месту регистрации Абдул-Малика. Я не хочу сказать ничего критичного в адрес судов города Астрахань, но, исходя из всей предыдущей нашей практики защиты прав заключенных по обжалованию незаконных действий колонии, суды, в территориальную подсудность которых попадали колонии, в 99% случаев выносили решение в пользу колонии. А когда мы рассматривали дела по месту жительства осужденного, в судах, которые не связаны с колониями, наблюдали большой процент выигрышных дел. Когда суд и колония территориально связаны, сотрудники зачастую знают друг друга, и всегда неудобно выносить против них решение», — подчеркнула адвокат.
Напомним, в августе 2018 года суд приговорил Абдул-Малика Албагачиева к девяти годам колонии. При этом прокурор не стал ссылаться на имеющиеся в деле признательные показания подсудимого, который сам отказался от них, объяснив, что подвергся пыткам. Защита в ответ заявила об отсутствии доказательств причастности Албагачиева к сирийским боевикам, а также к найденному у него самодельному взрывному устройству.
В феврале этого года правозащитники рассказали об ухудшении состояния здоровья Албагачиева.
В марте родные осужденного забили тревогу по поводу его состояния, заявив, что врачи отказывает Албагачиеву в проведении операции по извлечению металлической пластины из ключицы. В мае суд оштрафовал две колонии, где содержался Албагачиев.