Власти и духовенство Ингушетии уже в начале осени хотят запретить жителям вступать в брак без справки об отсутствии ВИЧ-инфекции и анализов на наркотики. Запланированное нововведение возмутило пользователей соцсети.
«В администрации Малгобекского района обсудили меры по противодействию наркомании и решению проблем расторжения браков. Глава Миннаца республики Ваха Беков обратился к присутствующим с предложением о введении обязательных справок о состоянии здоровья для молодых людей, намеревающихся жениться», — сказал сотрудник пресс-службы администрации, слова которого приводит «Интерфакс».
По словам министра, анализы будут выявлять наличие в крови наркотических веществ, а также ВИЧ-инфекции и других заболеваний. Он подчеркнул, что власти тщательно будут проверять подлинность таких справок.
Имам Малгобека Ибрагим Батыров отметил, что нельзя допустить коррупции в этом вопросе. «Нельзя допускать выдачи справок о том, что человек здоров, молодым людям из обеспеченных семей. Только так мы сможем предотвратить распространение наркотиков среди молодежи, а в последующем и разводов», — заявил он.
Также чиновники решили ввести штраф за развод из-за наркотиков. Штрафовать собираются родителей, обманом заключивших брак, скрыв от родственников невесты сведения о наркозависимости и других тяжелых заболеваниях сына.
Введение обязательных справок чиновники поддержали единогласно. Глава Миннаца подчеркнул, что после одобрения инициативы в остальных населенных пунктах Ингушетии духовенством и жителями справки для женихов будут введены к сентябрю этого года.
Заразительный пример
Инициативу властей Ингушетии поспешил поддержать депутат Госдумы Виталий Милонов.
«С уважением отношусь к решению властей Ингушетии. Инициатива хорошая, я ее поддерживаю, и ее можно принимать на федеральном уровне. Это обезопасит семьи от многих неожиданностей и рисков, с этим связанных. Однако запрещать бракосочетание из-за справки с положительным результатом нельзя. Решение должны принимать сами будущие супруги, поскольку остается вопрос с теми, кто находится на пути к спасению, а жених или невеста его поддерживает. Полностью избавиться от ВИЧ нельзя, но человек, который проходит лечение, не опасен. Если будущие супруги готовы жить вместе, то препятствовать этому нельзя. То же самое касается и тех, кто избавляется от наркотической зависимости», – цитирует депутата «Абзац».
Пользователи соцсети «Вконтакте», комментируя новость в паблике «Лента.ру», выразили негодование. «У нас все продается, главное, чтобы в карманах был слышен хруст купюр», — заявил Николай Бранчуков.
«Нет бы решать проблемы с наркозависимостью и ВИЧ в стране, они просто решили еще раз подумать о том, как у нас отобрать больше прав. На наши конституционные права всем уже давно наплевать там!» — возмутился Саша Мирон.
Все мы знаем, что не работа с населением и хорошая социальная среда помогают бороться с наркоманией и СПИДом, а штрафы и запреты», — сыронизировал Сергей Горьков.
«Бредятина… Видимость, бурной деятельности и не более», — прокомментировала Софья Косогорова.
«Абсурд — запрещать брак и наказывать за развод по одной и той же причине», — заметил Александр Талагаев.
«А можно чиновников проверить на профпригодность? Хотя, конечно, получение таких справок поправит статистические данные по масштабу распространения ВИЧ… Ну или обогатят карман не сильно принципиальным врачам. Чтоб только анализы хорошие были», — считает Арина Бабаянц.
«Депутаты сами не хотят сдать анализы на нормальность?» — задается вопросом Гавриил Султанов.
Забытое старое и врачебная тайна
Идею требовать справки об отсутствии ВИЧ у вступающих в брак продвигал и бывший глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. В 2017 году он предлагал на уровне республики принять соответствующий закон, а также позаботиться о том, чтобы справки требовали имамы перед тем, как провести обряд бракосочетания. На его стороне выступал и Минздрав республики.
Однако Яна Алексеева, руководитель отдела правового сопровождения компании «Медюрконсалт» пояснила, что такое требование о справке нарушает врачебную тайну.
«В соответствии с законом об охране здоровья граждан РФ в понятие врачебной тайны входит информация, которая содержится в медицинской документации», — сказала Алексеева.
Статья 323 федерального закона гласит, что перед браком пара имеет право пройти бесплатное медико-генетические обследование, в которое как раз входят анализы на заболевания, передающиеся половым путем, и ВИЧ. Однако эти обследования являются добровольными и их результаты без согласия вступающих в брак не могут сообщаться будущему супругу или супруге, сообщила Русская служба Би-би-си.
Кстати, еще тогда было понятно, что инициативе со справками может помешать необязательность заключения брака в ЗАГСе. По исламским обычаям достаточно религиозной церемонии, а регистрация не является обязательной, заметил тогда ингушский мулла Ахмед Тангиев.
Также он упомянул ингушский менталитет. «Если придут к родителям девушки и скажут: «Предоставьте, пожалуйста, справку, что ваша дочка не болеет СПИДом», не каждая семья это нормально воспримет. Они скажут: «Вы что, подозреваете нашу дочку в том, что она ведет нехороший образ жизни?» Могут воспринять как оскорбление. Надо общество подготовить к тому, что мы просим справку не потому, что мы сомневаемся в вашей дочке, а чтобы не возникало впоследствии никаких вопросов», — объяснил тогда Тангиев.
По результатам прошлого года Россия вошла в пятерку стран с самой высокой скоростью распространения ВИЧ-инфекции, следует из данных ООН. РФ оказалась в этом списке наряду с Южной Африкой, Мозамбиком, Нигерией и Индией.
Согласно информации Росстата, чаще всего в России разводятся пары из Ингушетии. В прошлом году на 1 тыс. браков приходилось 2542 развода. Другими лидерами в этой сфере стали Чечня (2069), Дагестан (1967), Карачаево-Черкесия (1520) и Северная Осетия (1390), пишет РБК.