Власти Ингушетии, жители которой постоянно страдают от перебоев с водой, решили отремонтировать водопровод в Запорожской области Украины.
На замену труб в Молочанске Запорожской области Ингушетия выделит деньги в следующем году. Там же будут отремонтированы насосная станция и дороги. На все это северокавказская республика даст свыше 46 миллионов рублей. Об этом рассказал председатель регионального кабинета министров.
Ранее глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов подписал соглашение, по которому республика теперь курирует Токмакский район Запорожской области. На встрече с зампредом правительства России Маратом Хуснуллиным в мае Калиматов обсудил восстановление инфраструктуры в ДНР, ЛНР и оккупированных частях Запорожской и Херсонской областей.
С того времени Ингушетия регулярно направляла на эти территории стройматериалы и продукты. Так, 31 августа из республики передали в Запорожскую область продуктовые наборы. Кроме того, Ингушетия закупает для детского сада и школы в украинском Молочанске игрушки, наборы школьных принадлежностей, рюкзаки, образовательные стенды. Все это после раздается под видом подарков от правящей партии «Единая Россия», пишут «Кавказ.Реалии».
При этом республика, которая считается одной из самых бедных в СКФО, не решила собственные проблемы с водоснабжением. Особенно остро эта проблема стоит в селах Плиево и Инарки, где центральное водоснабжение летом отсутствует уже много лет. Местная жительница Рукет Бузуртанова жаловалась, что из-за изношенности труб воды в селе нет ежегодно с мая по октябрь. Глава села Инарки даже предупреждал о том, что жители готовы выйти на акцию протеста. По словам Адама Котиева, частично решить проблему мог бы резервуар за 50 миллионов рублей. При этом региональный министр ЖКХ Ахмед Лолохоев посоветовал жителям села Инарки «в этом году ничего не ожидать».
Из-за аварий на магистральном водоводе перебои наблюдаются по всей республике. Например, 24 июля без воды остался весь Малгобекский район с населением в 60 тысяч человек. И за лето это происходило регулярно в разных районах и городах.
В августе в водоканале признались, что в период «аномальной жары» не могут обеспечить жителей водой в связи с «ограниченным количеством объектов водоснабжения», а также с «необходимостью рационального использования водных ресурсов», передает издание.
Отключения продолжились и осенью. 14 сентября поле аварии на магистральном водопроводе Сунжа – Малгобек остались без воды жители нескольких городов и сел. Коммунальщики отчитались о ликвидации поломки 15 сентября, а уже на следующее утро тот же самый участок снова пришел в негодность. «Из-за ветхости водопровода он не выдерживает повышения давления, и аварии стали регулярными», – пояснили в водоканале.
Глава Ингушетии пришел к выводу, что система водоснабжения нуждается в полной модернизации, на что требуется около восьми миллиардов рублей. Но таких средств на эти цели в местном бюджете нет, констатировал Калиматов.
Жители устали от этой ситуации и сами взялись обеспечить себя водой. Так, в середине июля сельчанин из Сагопши сам оплатил бурение водозаборной скважины и установку насосной системы. А власти Малгобекского района поблагодарили «всех, кто оказал финансовую помощь и принял участие в работах по монтажу и запуску водозабора»; через пару дней они отчитались о стабилизации ситуации с водоснабжением «общими усилиями».
«Наступят холода, и ремонт будут проводить снова. Водоканал будет говорить, что у нас везде ржавые трубы. Машины, которые развозят воду, я всего несколько раз видела, и то они снабдили всего несколько семей. У нас нет колодца, как и у многих жителей Малгобека», – рассказала жительница Малгобека Зинаида Б.
В министерстве ЖКХ республики сообщили, что расходы на ремонт насосной станции в Малгобеке после аварии в июле оплатили из Национального фонда развития Ингушетии. Из этого же фонда деньги выделяют и на поставку «гуманитарной помощи» в оккупированный Молочанск.
Глава «Трансперенси Интернешнл Россия» Илья Шуманов отметил, что выделять деньги на восстановление оккупированных территорий Украины российские регионы принуждает федеральный центр.
«Некоторые регионы привлекают бизнес, который активно участвует как в подготовке «гуманитарных конвоев», так и в решении социальных проблем, строительстве и ремонте. Бизнес в этом случае хочет продемонстрировать лояльность и свою позицию по отношению к войне, которая одобряется со стороны властей», – считает Шуманов.
По его мнению, для Кремля «институт шефства» – вынужденная мера, связанная с тем, что все расходы федеральный бюджет вынести не может. И траты на оккупированные территории в отличие от финансирования региональных проектов – это «хорошее поле для воровства», уверен Шуманов.
Он пояснил, что проектная документация часто отсутствует, средства на ремонт распределяются непублично, и нередко возникают ситуации, когда сильно завышается стоимость, а контракты распределяют среди знакомых и родных. «Проследить невозможно, война все спишет», – подытожил глава «Трансперенси Интернешнл Россия».
Напомним, по итогам 2022 года Ингушетия оказывалась аутсайдером всех федеральных списков – от уровня зарплаты до обеспеченности пенсионеров. В республике более 50% населения находились за чертой бедности. В этом году по доле малоимущих Ингушетия заняла первое место — за чертой бедности живет 30,5% населения республики.
В мае республика оказалась в конце рейтинга по динамике зарплат.
Фото: pixabay.com