24 мая суд назначил домашний арест в качестве меры пресечения обвиняемой в участии в ИГИЛ уроженке Ингушетии Лейле Гатагажевой. Ранее она находилась в СИЗО. Защита девушки полагает, что вскоре её вновь возьмут под стражу.

Адвокатов не предупредили о заседании своевременно, пишет ЦЗПЧ «Мемориал» со ссылкой на защитницу Гатагажевой Рамину Лабазанову. По её словам, помощник прокурора позвонил ей перед самым началом заседания, и она сразу же выехала в суд, но к началу не успела.

Лейла попросила судью Лемку Цечоеву не рассматривать дело без участия её адвокатов и родственников. Судья сказала ей, что ни те, ни другие в суд не явились, что было неправдой — родные Гатагажевой в это время находились рядом со зданием суда.

Подсудимой предоставили адвоката по назначению. Когда её адвокат приехала в суд, судья Цечоева уже находилась в совещательной комнате и вскоре вынесла решение: изменить меру пресечения на домашний арест.

Защита Гатагажевой считает, что её должны были отпустить на свободу, потому что срок следствия истёк и не был продлён в судебном порядке. Адвокаты обжаловали решение суда. Они предполагают, что представители прокуратуры, которые добиваются, чтобы Лейла осталась в СИЗО, также подали апелляцию.

«В этом деле масса нарушений, и я не понимаю, чем руководствуются судьи. Абсурдная ситуация. И даже этот домашний арест будет скорее всего отменен, и её вернут в СИЗО. У Лейлы не очень хорошее здоровье, она должна быть под наблюдением врача, а они вот таким образом ее мучают», — прокомментировала решение суда адвокат Лабазанова.

Пока что уголовное дело Гатагажевой находится в прокуратуре, откуда его пытаются вернуть обратно в следственный комитет, отмечается в публикации «Мемориала».

Ранее адвокаты в ходе очередного заседания о продлении меры пресечения подали ходатайство об отводе судьи Хавы Чапановой. «Во-первых, потому что она наш процессуальный оппонент из-за нашего сообщения о преступлении. Во-вторых, срок следствия истек, и никто не может продлевать меру пресечения», — пояснил защитник Алауди Мусаев. В тот же день, 23 мая, судья Чапанова удовлетворила ходатайство об отводе.

▪️ В начале января суд отправил Гатагажеву под домашний арест на два месяца, до этого — с момента ареста — она содержалась в СИЗО. 1 февраля суд по требованию следователя вновь заключил её под стражу. «Поменяли прокурора и следователей. Новые прокурор и следователь добились её ареста, хотя она ничего не нарушала, из дома не выходила», — сообщила родственница обвиняемой.

▪️ 27 апреля судья Хава Чапанова отправила Лейлу под домашний арест. Адвокаты обжаловали это решение. Судья не имела права рассматривать ходатайство, так как срок следствия истёк и не был продлён председателем Следкома или в судебном порядке, передал «Кавказский узел» слова адвоката Алауди Мусаева. Защита обратилась с жалобой в Верховный суд Ингушетии. Однако суд отправил Гатагажеву обратно в СИЗО, удовлетворив жалобу прокуратуры. Адвокаты обратились к председателю Следкома с заявлением о преступлении со стороны должностных лиц.

▪️ Фортанга писала, что Лейлу ещё в детском возрасте вывезли в Сирию мать и дядя, позже они перебрались в Ирак на территорию, подконтрольную ИГИЛ. Спустя полгода 13-летнюю Гатагажеву выдали замуж за боевика. После гибели мужа и дяди вместе с двумя детьми она сдалась властям Ирака. Суд приговорил её к 5,5 годам тюрьмы, приняв в качестве доказательства вины лишь то, что она была женой боевика. После отбытия срока Лейлу продолжали содержать под стражей до получения разрешения на въезд от властей РФ. Сразу после прибытия в аэропорт летом 2023 года её арестовали и поместили в СИЗО Владикавказа.

▪️ Ингушетии Лейлу обвиняли в участии в деятельности террористической организации и НВФ, впоследствии преследование по статье об участии в терорганизации прекратили. Адвокат девушки подчёркивает, что в России её повторно судят за преступление, наказание за которое она уже отбыла в Ираке.

«Парадокс заключается в том, что Лейла уже была безвинно осуждена в Ираке за деяние, по сути включающее в себя составы обоих указанных преступлений, и отбыла наказание, — отметил защитник Алаудин Мусаев в комментарии «Кавказ.Реалии» — Продолжение её уголовного преследования грубо нарушает общеизвестный принцип «Non bis in idem», согласно которому одно лицо не может быть наказано дважды за совершение одного и того же деяния».

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии