В понедельник 17 июня суд изменил меру пресечения обвиняемой в участии в ИГИЛ Лейле Гатагажевой с домашнего ареста на подписку о невыезде, сообщает центр защиты прав человека «Мемориал».
Срок домашнего ареста Гатагажевой истекал сегодня — 17 июня, при этом у следствия не было законных оснований обращаться в суд о продлении меры пресечения, пояснила адвокат девушки Рамина Лабазанова. «Оставалось только отпустить её под подписку», — процитировал защитницу «Мемориал».
Отметим, что в мае уголовное дело Гатагажевой вернули из прокуратуры Малгобекского района обратно в следственный комитет, поскольку не была проведена психолого-психиатрическая экспертиза. На её проведении настаивала, в том числе, защита Лейлы. Следствие попыталось оспорить это решение, однако прокуратура республики согласилась с районной прокуратурой.
24 мая суд отпустил Гатагажеву из СИЗО под домашний арест. При этом суд вообще не имел права рассматривать ходатайство о мере пресечения, так как срок следственных действий к этому времени истёк. Обвиняемую должны были отпустить на свободу, отметили адвокаты.
До того, как Лейлу 24 мая отпустили под домашний арест, она содержалась в СИЗО. Ранее ей был назначен домашний арест 30 апреля — но уже спустя две недели её вновь заключили под стражу. В начале января суд отправил Гатагажеву под домашний арест на два месяца, до этого — с момента ареста — она содержалась в СИЗО. 1 февраля суд по требованию следователя вновь заключил её под стражу. Таким образом, всего суд три раза отпускал девушку под домашний арест.
Фортанга писала, что Лейлу ещё в детском возрасте вывезли в Сирию мать и дядя, позже они перебрались в Ирак на территорию, подконтрольную ИГИЛ. Спустя полгода 13-летнюю Гатагажеву выдали замуж за боевика. После гибели мужа и дяди вместе с двумя детьми она сдалась властям Ирака. Суд приговорил её к 5,5 годам тюрьмы, приняв в качестве доказательства вины лишь то, что она была женой боевика. После отбытия срока Лейлу продолжали содержать под стражей до получения разрешения на въезд от властей РФ. Сразу после прибытия в аэропорт летом 2023 года её арестовали и поместили в СИЗО Владикавказа.
В Ингушетии Лейлу обвиняли в участии в деятельности террористической организации и НВФ, впоследствии преследование по статье об участии в терорганизации прекратили. Адвокат девушки подчёркивает, что в России её повторно судят за преступление, наказание за которое она уже отбыла в Ираке.
«Парадокс заключается в том, что Лейла уже была безвинно осуждена в Ираке за деяние, по сути включающее в себя составы обоих указанных преступлений, и отбыла наказание, — отметил защитник Алаудин Мусаев в комментарии «Кавказ.Реалии» — Продолжение её уголовного преследования грубо нарушает общеизвестный принцип «Non bis in idem», согласно которому одно лицо не может быть наказано дважды за совершение одного и того же деяния».