Парламент Ингушетии вернул главе республики Махмуду-Али Калиматову законопроект «Об упразднении Конституционного суда Республики Ингушетия», сообщается на сайте Народного собрания. Депутаты приняли это решение на следующий день после того, как свое отрицательное заключение на законопроект выпустил правовой отдел Парламента. «Фортанга» рассказывает, что о законопроекте думают депутаты Народного собрания.
Юристы правового отдела Парламента объясняют, что предложенный Калиматовым закон противоречит обеим Конституциям — общероссийской и ингушской, а также другим законам. Например, Федеральному закону N1 «О судебной системе Российской Федерации». В нем нет правок, которые могли бы позволить передать функции Конституционного суда субъекта РФ какому-либо другому суду или государственному органу.
Свое негативное мнение о законопроекте уже высказал Совет тейпов Ингушетии. Он призвал Калиматова отозвать инициативу. Также радикально по отношению к закону настроено и большинство депутатов ингушского парламента, считающее Конституционный суд РИ чуть ли не единственным здоровым государственным органом.
Против ликвидации КС выступает Депутат Народного собрания Республики Ингушетия Закрий Мамилов: «Наш Конституционный суд, в его теперешнем составе, стал единственным законным органом в республике, который пошел против незаконной передачи части территории Ингушетии Чечне, признал незаконным соглашение между главами этих республик, принятый закон по утверждению этого соглашения, принятый Народным собранием республики. Это официальная инстанция, которая имеет мужество проявлять принципиальность в принятии решений. Несмотря на административное давление, давление сверху, они выстояли, выдержали и приняли справедливое решение. Поэтому Парламент должен отклонить этот закон. Абсолютное большинство депутатов сегодня настроено против этого закона. Я не знаю, сумеют ли администрация главы или сам глава переломить ситуацию, но сейчас этот закон принят не будет».
Закрий Мамилов считает правовым нигилизмом упразднение Конституционного суда, так как «даже если Конституционный суд в регионах не предусмотрен новой российской Конституцией, то он предусмотрен Конституцией Ингушетии, а ее никто не отменял».
По мнению депутата, упразднение Конституционного суда Ингушетии требует в соответствии с ингушской Конституцией как минимум всенародного референдума и является «непозволительной роскошью в ситуации, когда перед республикой стоят огромные проблемы по установлению границ (на востоке и на западе).
«Есть мнение юристов, что поправки к Конституции конституционные суды регионов не предусматривают. В перечне судов, который содержит новая версия ч. 3 ст. 118 Конституции есть только Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, а также федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи субъектов Федерации. Но федеральных законов по претворению в жизнь этой поправки в Конституцию еще нет. Почему сегодня глава республики идет впереди паровоза? Для Ингушетии вопрос сохранения этого суда весьма актуален, но мы подаем первыми в России проект закона по его упразднению! Возможно, в этом действует какая-то установка сверху. В то же время есть такие ретивые руководители, которые стремятся доказать свою преданность вышестоящим. Тот бюджет, который идет на содержание этого суда, намного меньше суммы, потраченной на празднование 250-летия вхождения в состав России. Конституционный суд дает мизерную нагрузку на бюджет. Не думаю, что причина в экономии средств, хотя они могут так преподносить», — критикует Мамилов расхожие обоснования законопроекта.
Также сегодня в Instagram появилось заявление депутата НС РИ Аюба Оздоева. Оздоев в своем обращении дает анализ пояснительной записки к законопроекту, критикуя ее основные положения как ложные. Прежде всего, это указанное в качестве причины упразднения Конституционного суда РИ «совершенствование органов государственной власти Ингушетии». По мнению Оздоева, его ликвидация приведет лишь к ухудшению ситуации в республики. В качестве примера положительной роли КС РИ депутат также приводит его реакцию на соглашение об изменении границы с Чечней.
Оздоев высмеивает заявленную оптимизацию бюджетных расходов на Конституционный суд, сравнимых с затратами на один концерт. Также он напоминает, что упразднение Конституционного суда возможно только после изменения Конституции республики и может вызвать народные волнения. Мотив «приведения правовой базы Республики Ингушетия в соответствие с Конституцией РФ», по мнению депутата, также нелогичен, так как федеральный закон о судебной системе предусматривает возможность создания конституционных судов субъектов наряду с федеральными судами..
Журналист Ильяс Матиев опубликовал у себя в Instagram заявление депутата НС РИ Руслана Гагиева. Он заявил, что не имеет возможности участвовать в голосовании по законопроекту из-за болезни и «отказывается поддерживать данный проект закона во всех его чтениях».