Предварительные работы по передаче участка земли в Сунженском районе под военный полигон продолжаются, несмотря на протесты активистов, так как в его строительстве задействованы интересы высокопоставленного чиновника, сообщил источник. Археологи и активисты настаивают, что строить полигон в густонаселенной местности с уникальной природной и археологическими объектами недопустимо.
О планах властей республики по передаче участка земли в Сунженском районе для размещения мотострелковой роты и полигона дивизии стало известно еще в декабре 2018 года. Командующий войсками Южного военного округа Александр Дворников обратился к Юнус-Беку Евкурову, который на тот момент занимал должность главы Ингушетии, с просьбой выделить земельный участок площадью около 9 тысяч гектаров для этих целей. «Ориентировочное место размещения — приграничные с Чечней территории в Сунженском районе Ингушетии», — говорится в обращении Дворникова, которое оказалось в распоряжении «Фортанги».
Известие о строительстве полигона подлило масла в огонь ингушских протестов, которые в 2018 году стали следствием подписания соглашения об изменении границ с Чечней. И известие об отводе под полигон огромного участка также вызвало бурю негодования со стороны местного населения.
Активисты и представители общественных организаций забили тревогу, требуя от властей пересмотреть планы по строительству военного полигона в этом месте. Председатели Всемирного конгресса ингушского народа Ахмед Погоров и Муса Мальсагов (ныне находятся в заключении по митинговому делу) в январе 2019 года обратились к министру обороны Сергею Шойгу с заявлением (копия имеется в распоряжении «Фортанги»), в котором призвали не допустить размещение полигона в Сунженском районе. Они указали, что после решения властей Ингушетии о передаче Чечне части земель территория района итак значительно сократилась, а расположенный в густонаселенной местности участок, где сельхозугодия и лесной фонд являются единственным источником дохода местных жителей, не подходит для размещения полигона.
Власти не смогли убедить активистов и местных жителей в необходимости строительства полигона
В феврале 2019 года в пресс-службе главы Ингушетии заверили, что полигон не заденет реликтовые насаждения Сунженского лесничества, а владельцам фермерских хозяйств, чьи земли затронет проект, обещают равное возмещение. Также поясняется, что «выбор места (для размещения полигона) обусловлен наличием прямого выхода от места предстоящей дислокации военной части на федеральную трассу», а от строительства полигона местные жители только выиграют. «Размещение полигона повлечет за собой строительство всей сопутствующей инфраструктуры — жилья, социальных объектов, станет источником дополнительных налоговых поступлений в бюджет, новых рабочих мест», — указала пресс-служба правительства.
«Глава одним мановением своего указательного пальца согласился отдать дорогу на Аршты и оставить во владение района более 1000 гектаров земли. При чем, сделал это без согласования с Минобороны РФ, что подтверждает факт того, что инициатива размещения полигона полностью принадлежит Евкурову. У меня нет в этом никаких сомнений», — написал в феврале 2019 года активист Барах Чемурзиев, находящийся в заключении по митинговому делу, после встречи местных властей с жителями района, организованной при участии ингушского Комитета национального единства.
Противостоять инициативе руководства республики призвал местных чиновников и жителей района Совет тейпов ингушского народа. «Республика Ингушетии является самым малоземельным субъектом Российской Федерации с самым малым количеством земли, приходящимся на душу населения… Однако Юнус-Бек Евкуров готовит к передаче 8500 и 1250 гектаров земли… для размещения мотострелкового полка и строительства полигона дивизионных стрельбищ тяжелых орудий и бронетехники», — говорится в видеообращении активистов к жителям Сунженского района на видеоролике, размещенном на Youtube-канале Совета тейпов Ингушетии.
По мнению членов Совета тейпов, размещение полигона может привести к экологической катастрофе, в частности, нанесет «колоссальный, непоправимый вред флоре и фауне региона», а также повлечет разрушение исторических памятников башенных комплексов из-за детонации со стрельбищ.
Минобороны России не оставило планов по строительству полигона в Сунженском районе
Напряженность вокруг планов по строительству полигона спала только летом 2019 года, после отставки Евкурова, однако, как оказалось, ненадолго. Вопрос об отводе участка в Сунженском районе под полигон Минобороны активно лоббируется со стороны руководства военного ведомства, сказал «Фортанге» источник в правительстве Ингушетии. Он рассказал, что после возрождения планов по строительству полигона, представители общественных организаций обратились к главе республики Махмуд-Али Калиматову с просьбой пересмотреть решение об организации полигона в этом месте. Не отдавать участок Минобороны России главу Ингушетии также попросили фермеры, которые опасаются, что лишатся своих угодий.
Калиматов, в свою очередь, обсудил этот вопрос с командованием Южного военного округа, которое заверило, что для полигона Минобороны России достаточно участка, в несколько раз меньшего по размеру, указал источник. Тем не менее, Калиматову было отказано в решении этого вопроса со ссылкой на то, что в организации полигона для военных заинтересован экс-глава Ингушетии Евкуров, занимающий сейчас должность заместителя Минобороны страны, рассказал источник.
О том, что именно Евкуров лоббирует строительство полигона, заявил на своей странице в Facebook и директор республиканского археологического центра Умалат Гадиев.
«С 2018 года, благодаря «активной деятельности» бывшего главы Ингушетии, вплоть до настоящего времени идут предварительные работы по передаче данной территории под военный полигон», — уверен он.
«Если власти не реагируют, то должно реагировать общество»
Ингушские активисты не оставляют надежд отстоять земли. Эта тема активно обсуждается в соцсетях, а Умалат Гадиев сообщил, что 15 апреля археологи совершили экспедицию на место, которое планируется отвести под полигон и обнаружили «уникальные и крайне интересные для истории и археологии региона» подземные склепы. Он заявил, что Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» требует в таких случаях вести срочные полноценные археологические разведки и раскопки и другие научные изыскания. «Будем надеяться, что глас закона будет услышан, а история Ингушетии сохранена», – отметил он.
Адвокат и общественник Магомед Беков уверен, что, «если власти не реагируют (на требования населения), то должно реагировать общество». «Если хотим не допустить открытия полигона, то должно быть массовое обращение с требованием запретить строительство этого полигона», — сказал он «Фортанге».
В то же время, на платформе Change.org запущена онлайн-петиция против строительства полигона в Сунженском районе Ингушетии.
Автор фото: Тимур Агиров