27 июля на заседании Кисловодского городского суда по митинговому делу выступили четверо свидетелей защиты. Все они были едины в своих показаниях: на скамье подсудимых невиновные; а истинные нарушители закона, подписавшие соглашение об изменении границ, находятся на свободе.
На открытом судебном заседании дали показания четверо свидетелей защиты – это судья Конституционного суда республики Ибрагим Доскиев, заместитель муфтия Ингушетии Магомед Хаштыров, руководитель региональной общественной организации «Ингушский национально-культурный центр «Даймокх» Элберд Дарбазанов и Рамзан Султыгов, приехавший в Ингушетию на лето из Испании. Каждый из них дал показания в целом о том, что происходило осенью 2018 года и в 2019 году, пояснил адвокат Магомед Беков.
По его словам, красной нитью в речи свидетелей проходила мысль о том, что те, кто совершил преступление, находится сегодня на свободе, а люди, которые отстаивали права ингушского народа, находятся под стражей. В показаниях звучало, что главным нарушителем прав жителей Ингушетии является экс-глава региона, который вопреки закону в кулуарах подписал пограничное соглашение.
«Это соглашение противоречило Конституции Республики Ингушетия и Закону о Референдуме Республики Ингушетия», — заявил Ибрагим Доскиев. В своем выступлении он указал, что закон об утверждении Соглашения был принят сразу в трех чтениях тайным голосованием, что является явным нарушением законодательства. Все нарушения при принятии этого закона изложены в постановлениях Конституционного суда РИ от 30 октября 2018 года, заметил он.
По словам Магомеда Бекова, показания свидетелей были разные, дополняли и не повторяли друг друга, несмотря на то, что каждый свидетель допрашивался по отдельности. «Все свидетели сошлись в том, что наши подзащитные по «ингушскому делу» не призывали применять насилие в отношении росгвардейцев, не созывали никакого экстремистского сообщества, что все они яркие представители ингушского народа, все они занимались общественной деятельностью и были востребованы ингушским обществом. В этом ничего принципиально нового нет, об этом говорилось и раньше», – пояснил адвокат.
По поводу обвинения в экстремизме было сказано, что ингушское общество дистанцируется от экстремистски настроенных людей, и, будучи таковыми, лидеры протеста просто не могли бы быть столь уважаемыми в Ингушетии.
«Свидетели говорили о том, что с начала судебного процесса по данному уголовному делу в ингушском обществе не спадает напряжение. Люди ждут по нему справедливого решения, как минимум – освобождения всех заключенных. Мы как защитники ждем оправдательного приговора, а общественность ждет этих людей дома, что они будут освобождены и им не будут назначены длительные сроки лишения свободы, потому что по сути этого уголовного дела не должно было быть», – рассказал адвокат.
По словам Бекова, прокуратура не справилась с обеспечением явки свидетелей обвинения, поэтому суд перешел на стадию исследования доказательств защиты. «Очевидно, что процесс очень сильно затянут. Целых девять месяцев сторона обвинения представляла свои доказательства», — сказал адвокат.
Заседание длилось четыре с половиной часа. На нем присутствовал брат Малсага Ужахова. Завтра состоится очередное заседание. На нем будут допрошены еще 10 свидетелей защиты.
Митинги против соглашения о границе между Ингушетией и Чечней проходили в Магасе с осени 2018 года. В марте 2019 года они обернулись столкновениями с силовиками и задержаниями активистов. Большинство арестованных после тех событий получили реальные сроки по обвинению в насилии к представителям власти. На скамье подсудимых сейчас находятся восемь лидеров протеста, включая экс-министра МВД Ингушетии Ахмеда Погорова, процесс над которым проходит отдельно. 20 июля арест семи лидерам был продлен до ноября.