На заседании в Ессентукском горсуде по митинговому делу свидетель, бывший сотрудник МВД по Ингушетии, рассказал, что в толпе протестующих на площади в Магасе в ночь на 27 марта 2019 года были двое переодетых в штатское силовиков, которые подстрекали молодежь к беспорядкам. Суд также приобщил к делу заключения психолого-лингвистической экспертизы, которая подтверждает невиновность подсудимых.

«Свидетель защиты Хасан Кациев, бывший сотрудник МВД Ингушетии, работавший в ведомстве еще до протестных событий, ранее был осужден за участие в них по статье 318.1 [УК РФ о применении насилия в отношении представителя власти], свою вину не признал. Сегодня [4 августа] он показал, что видел в толпе людей на площади двоих сотрудников [силовой структуры], которых он знает в лицо и по фамилии, причем один из них является его родственником. Назвать он их отказался из опасений за свою жизнь и здоровье», —  рассказал «Форганге» адвокат Магомед Беков.

По словам защитника, Кациев абсолютно уверен, что в протестной толпе были двое силовиков, которые подзадоривали людей, призывали драться, кричали: «Вперед!». Он узнал их, несмотря на то, что они были в медицинских масках и гражданской одежде. Свидетель оценил происходившее как явную провокацию. Также Кациев говорил, что видел, как во время намаза со стороны росгвардейцев была брошена светошумовая граната, она упала в полутора метрах от него и вызвала волнение молодых людей, стоявших на площади.

«Свидетель показал, что подсудимые не склоняли его применять насилие в отношении росгвардейцев, — рассказал адвокат. — Кациев слышал на площади голоса наших подзащитных, в частности, Ужахова и Барахоева, и видел некоторых из них. По его словам, все они призывали к порядку, не поддаваться на провокации, успокоиться, благодаря чему не пролилась кровь, и люди по сути разошлись. Свидетель указал, что обвиняемым это стоило большого труда, так как некоторые их не слушали, не успокаивались, и их пришлось долго убеждать, чтобы они ушли».

Также в суде защитой были исследованы и приобщены к делу в качестве доказательства заключения психологов-лингвистов, истребованные из основного уголовного дела по ходатайству защиты еще в ноябре 2020 года, в самом начале процесса, рассказал Беков. «Эти экспертизы были сделаны по инициативе следствия, но по сути являются доказательствами защиты, так как отрицают наличие каких-либо экстремистских высказываний в речи наших подзащитных в ходе протестных акций. Они указывают на то, что все выступления, все призывы, звучавшие на площади в ночь на 27 марта, не содержали никаких выражений, побуждающих к возбуждению вражды, ненависти по каком-либо признаку, призывы к экстремистской деятельности отсутствовали», — рассказал он.

Защита считает, что эти экспертные заключения умышленно не были включены в основное уголовное дело и не направлялись в суд с целью сокрытия очень серьезного доказательств невиновности подзащитных, сказал защитник.  «Нашим подзащитным вменяют, что они создали экстремистское сообщество и участвовали в нем, а значит, они должны обладать признаками экстремистов. Но экспертизы как раз это не доказывают. Это не доказывают видеоматериалы. Это не доказывает ни один допрошенный свидетель и ни один допрошенный засекреченный росгвардеец, несмотря на то, что они были свидетелями со стороны обвинения!» — пояснил Беков.

По ходатайству адвоката Джабраила Куриева в суде также были исследованы и приобщены к делу в качестве доказательств защиты  постановления о прекращения административных дел в отношении Малсага Ужахова.

«Это не менее пяти производств по административным правонарушениям, где Малсага Ужахова штрафовали за организацию или участие в несанкционированных мероприятиях. Вышестоящие суды отменили постановления нижестоящих судов, производство по этим делам было прекращено, однако следователем в суд были направлены лишь постановления о привлечении к административной ответственности, и на них ссылаются в обвинительном заключении», — сказал Куриев.

Органы обвинения не представили актуальную информацию, согласно которой Малсаг Ужахов реабилитирован, даже в информационный центр МВД республики эти данные не были занесены, добавил адвокат.

Он считает, что непредоставление следователем этой информации суду — «целенаправленный обвинительный уклон». «Следователь работал только в одном направлении, в то время как УПК обязывает его работать как в сфере виновности, так и в сфере невиновности и принимать соответствующие обоснованные законом решения»  — предположил защитник. Сегодня все эти решения суда были исследованы и приобщены, отметил он.

Следующее заседание по делу ингушских активистов назначено на 10 августа.

Митинги против соглашения о границе между Ингушетией и Чечней проходили в Магасе с осени 2018 года. В марте 2019 года они обернулись столкновениями с силовиками и задержаниями активистов. Большинство арестованных после тех событий получили реальные сроки по обвинению в насилии к представителям власти. На скамье подсудимых сейчас находятся восемь лидеров протеста, включая экс-министра МВД Ингушетии Ахмеда Погорова, процесс над которым проходит отдельно. 20 июля арест семи лидерам был продлен до ноября.

3 августа в суде были заслушаны показания семерых свидетелей защиты. Все они не подтвердили версию обвинения о призывах к насилию лидеров протеста в Магасе.

5 5 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии