Вторжение России в Украину привело к самой большой войне в Европе со времен Второй мировой и стало одной из трагических страниц в истории ингушского народа. На войну были отправлены сотни человек из республики, свыше 40 из них погибли. В стране фактически была введена цензура, несогласных с войной людей привлекали к уголовной и административной ответственности. «Фортанга» рассказывает самое важное о событиях войны в 2022-м.
Погибшие на чужой войне
К концу декабря известно как минимум о 43 погибших бойцах из Ингушетии. «Фортанга» в отдельном материале собирает всю информацию об умерших.
Сразу после вторжения воевавшие в составе различных российских подразделений уроженцы Ингушетии понесли серьезные потери. В начале марта было известно о десяти жертвах. Источник рассказывал «Фортанге», что родственники в поисках ингушских военнослужащих приезжали в Белгород, куда привезли раненых. «Все трупы должны были вывезти в Ростовскую область и оттуда развезти домой. Ингушских военнослужащих обстреляли из «Града», — добавил он.
Погибший 26 февраля при въезде в Мариуполь Сослан Арсамаков не знал, что их подразделение едет на войну, утверждал его двоюродный брат. «Я с ним говорил, когда он уезжал, им сказали, что они едут на «учебку» на границу с Украиной. Он один из первых, кто приехал в Мариуполь. Мы общались с ним тогда, он говорил, что сидит в БМП и едет на учения. Он погиб 24 февраля, только сейчас его нашли», — рассказывал он.
Самым известным уроженцем республики, погибшим на войне, стал племянник замминистра обороны РФ, экс-главы республики Юнус-Бека Евкурова. Капитан Адам Хамхоев был командиром десантно-штурмовой роты, он посмертно получил звание «Героя России».
В начала сентября украинская армия начала неожиданное и очень успешное наступление в Харьковской области. В ходе боев тяжелые потери понес 126-й полк Росгвардии (в/ч 3718, Назрань). Контрактник этого подразделения рассказывал «Фортанге», как они попали в окружение.
«Когда мы прорывались из окружения в Балаклее, у нас было два капсульных КАМАЗа и БТР. Больше вообще ничего. Всю нашу технику подбили украинцы, в том числе машины с нашими вещами и боеприпасами. Когда ВСУ вошли в город, у нас была с ними перестрелка. Потом нам сообщили, что они взяли город в кольцо и окружили его. Мы решили прорываться, если погибнем — погибнем, там оставаться было нельзя.
Перед их наступлением в городе оставались несколько полков, в том числе наш. Все покинули позиции – и ЧВК, и обычная армия, СОБР, ОМОН. Мы выходили из города последними, отстреливаясь от них», — рассказал он.
В итоге большая группа военнослужащих несколько недель пыталась пешком добраться до российских позиций. Это удалось им только в конце сентября. «Они шли через лес, очень сложный участок, не было воды и еды иногда, в итоге все-таки смогли добраться до своих. Сейчас они находятся в госпитале», — сообщал наш источник.
Репрессии и уголовные дела
Сразу после начала войны в России начали блокировать независимые СМИ, писавшие о реальной ситуации на фронте, а Госдума РФ приняла ряд репрессивных законов, по сути, введя в стране цензуру. 28 марта стало известно, что Роскомнадзор заблокировал сайт «Фортанги». Никакого предупреждения об этом не поступало, сообщила главный редактор издания Изабелла Евлоева.
«Я связываю блокировку издания с ситуацией вокруг Украины. Мы писали о количестве жертв среди ингушских военнослужащих, вели их подсчёт пофамильно, также публиковали мнения представителей общественности. Думаю, все это и послужило поводом для блокировки», — сказала она.
Позже Евлоева стала первой в России фигуранткой сразу трех уголовных дел по статье 207.3 УК РФ (Публикация заведомо ложной информации об использовании ВС РФ») или так называемой статьей «о фейках». Поводом для этого стали ее публикации в телеграм-канале о преступлениях российской армии.
В конце ноября в республике состоялся суд над жителем Назрани Илезом Хамхоевым, обвиняемым по статье «Призывы к экстремистской деятельности» (ст. 280 УК РФ). Как стало известно «Фортанге», причиной уголовного преследования 31-летнего мужчины стали нелестные комментарии в соцсетях в отношении бывшего главы республики, ныне — заместителя министра обороны РФ Юнус-Бека Евкурова.
Ингушские силовики также возбудили ряд уголовных дел в отношении блогера, пресс-секретаря воюющего на стороне Украины чеченского добровольческого батальона имени Шейха Мансура Ислама Белокиева.
Мобилизация: проблемы на фронте и лук с гречкой для ингушских семей
21 сентября Владимир Путин объявил в Россию мобилизацию. Отправленные на войну ингушские военнослужащие, как и призывники из других регионов, столкнулись c проблемами. Так, военные жаловались на отсутствие экипировки и плохое обеспечение.
«Здесь мы сами забрали осколочные бронежилеты и каски у танкистов со скандалами и драками. Нам дали разваливающийся пулемет, два-три раза выстрелили из него и сломался. Нам даже патронов на автоматы не выдали. Клянусь, мы эти патроны добывали, как могли, что-то со склада украли, что-то у других отобрали, кто тут находится. Гранаты также добыли себе сами у тех ребят, которые здесь были
Пришлите нам хотя бы каски и бронежилеты, чтобы в нас эти осколки не попадали от обстрелов», — рассказывал мобилизованный из республики.
Это не единственный случай, когда военнослужащие из Ингушетии жаловались на плохое обеспечение. На этом фоне Махмуд Али-Калиматов почти каждую неделю отчитывался об отправке на фронт грузов с продуктами, медикаментами и одеждой для военнослужащих.
Власти также обещали всячески помогать семьям мобилизованных, однако иногда это превращалось в абсурд. Так, в ноябре чиновники отчитались, что в Карабулаке семьям мобилизованных привезли гречку и чай.
«В продовольственный набор вошли шесть позиций товаров первой необходимости: мука, сахар, рис, гречневая крупа, подсолнечное масло, чай. Акция проведена за счёт средств местного бюджета», — говорится в сообщении.
Ближе к Новому году власти вновь отчитались о подарках семьям мобилизованных. Однако из фото, опубликованного официальными СМИ, следовало, что людям доставили сетки с луком. Вряд ли такую компенсацию ожидали для своих родных мобилизованные, которые российские власти без права выбора и нормального обеспечения отправили на фронт.
Баталхаджинцы и война
Суфийское братство баталхаджинцев давно считается одним из самых влиятельных, богатых и закрытых кланов в республике. По различным данным, в религиозную общину входят от 5 до 15 тысяч активных членов. С конца октября в Ингушетии проходили обыски у представителей Батал-хаджи. «Известия» утверждали, что поводом для этого стало убийство в Москве в 2019 году главы Центра по борьбе с экстремизмом («Э») Ибрагима Эльджаркиева и его брата Ахмеда.
Среди задержанных были глава контрольно-счетной палаты республики Мустафа Белхороев, депутат Народного собрания Микаил Алиев и другие. Однако их обвинили в других преступлениях и заключили под стражу.
В защиту вирда в ноябре выступил глава Чечни Рамзан Кадыров. «Для меня Белхороевы, последователи досточтимого Батал-Хаджи, всегда были и будут близкими братьями. Таким подстрекателям, которые ратуют за религию из-за рубежа и вешают на Белхороевых всевозможные ярлыки, я советую снять ролики про шайтанов, сжигающих Коран. Призываю ингушский народ найти общий язык диалога внутри республики», — сказал глава Чечни.
Через несколько недель стало известно о создании баталхаджинцами подразделения БОБР (Баталхаджинский отряд быстрого реагирования). «Фортанга» подробно писала как они проходят военную подготовку в Чечне на базе «Российского университета спецназа». В социальных сетях они публиковали фотографии и видео тренировок.
В середине декабря Кадыров рассказал в соцсетях, что представители клана Батал-Хаджи будут участвовать в войне против Украины в составе спецназа «Ахмат» на Херсонском направлении. Сколько именно представителей вирда будут участвовать в войне, не указывается. На опубликованном Кадыровым ролике появляются два человека, один из которых похож на Ахмеда Белхороева, которого он ранее представлял как подполковника полиции, живущего с семьей и работающего в Чечне.
Кадыров регулярно делает публикации, в которых рассказывает об успехах баталхаджинцев на фронте. Однако советник главы Ингушетии, бывший замруководителя отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры РСФСР Исса Костоев подчеркнул, что как и многие в Ингушетии, не верит информации о том, что представители вирда отправились воевать. «Я не исключаю, что это постановка», — говорил он.
После отправки отряда БОБР на фронт стало известно, что следственное управление СК завершило расследование дела об убийстве Ибрагима Эльджаркиева и его брата, причастными к которому считали баталхаджинцев. Следствие назвало убийство Эльджаркиева терактом. Руководителем террористического сообщества, по версии ведомства, является Хасан Полонкоев. Также виновными в совершении теракта признаны десять участников сообщества.